15 апреля 2020
"За десять лет Киргизская АССР пережила последовательную смену четырех административно-территориальных структур"

Почему большевикам не удалось реализовать на практике теоретические подходы к районированию в республике?

При исследовании процесса районирования был выявлен целый ряд специфических особенностей его проведения на территории современного Кыргызстана. Именно они вынуждали чиновников 20-х-30-х годов прошлого века адаптировать запланированные действия к реальности в режиме постоянной коррекции. Доцент кафедры истории и культурологии гуманитарного факультета Кыргызско-Российского Славянского университета Павел Дятленко рассказывает, почему районирование в Киргизской АССР не прошло сразу «как по маслу».


Документы в помощь


История Кыргызстана 20-х годов прошлого столетия изучена еще далеко не полностью. Тема районирования не является самой разработанной, утверждает эксперт. Но говорить о закономерностях этого процесса можно уже сегодня со всей ответственностью. Одними из наиболее интересных источников для исследования стали специальные публикации – отчеты Совета народных комиссаров республики съездам советов Киргизской АССР.

«Я работал с отчетами 1929 и 1934 годов. И там много интересных сюжетов, связанных с трансформациями, которые происходили в республике. Это подробные отчеты о состоянии всех сторон жизни республики на момент публикации», - рассказал Дятленко.

Еще один важный источник – сборник материалов о создании Киргизской автономной республики. В 1927 году было торжественное мероприятие в Москве, связанное с провозглашением Киргизской автономной республики, где выступали чиновники союзного и республиканского уровней. Они рассказывали о том, что видели своими глазами, какие вопросы им приходилось решать в ручном режиме управления и что еще нужно сделать, чтобы республика динамично развивалась дальше. В том числе, обсуждались процесс и итоги районирования.

Немаловажны и личные воспоминания участников районирования, утверждает эксперт.

«Например, особого внимания заслуживают мемуары председателя киргизской комиссии по районированию Ильи Архиповича Фатьянова – чиновника, который был прислан в республику из Ташкента, чтобы заниматься экономическими вопросами и заодно ему поручили проводить районирование. Они интересны тем, что это воспоминания чиновника-экономиста без идеологии. Он описывал, какие задачи стояли перед правительством с точки зрения экономики, географии, инфраструктуры», – пояснил доцент кафедры истории и культурологии гуманитарного факультета Кыргызско-Российского Славянского университета.


Четыре в одном


По результатам проведенных историками исследований стоит, прежде всего, отметить, что процесс районирования был запущен одновременно с созданием государства. В республику – а первоначально в автономную область – вошли разные территории, на которых компактно проживали киргизы, а именно части четырех областей Туркестанской республики: Семиреченской, Ферганской, Сырдарьинской и Самаркандской. Поскольку территория не была единой, уклад жизни в различных ее частях существенно отличался.


Кочевники, земледельцы и… земледельцы


Существенным препятствием на пути проведения районирования стало и то, что на территории созданной автономной республики были разные типы хозяйствования. Это легко можно проследить, обратившись к документам 20-х годов прошлого века. Перед управленцами встала проблема: как выстроить согласованное функционирование экономической системы, если на одной территории сосуществуют три разных типа хозяйствования – кочевой и два земледельческих, которые отличались на юге и севере республики. И всеми ими нужно было управлять из единого центра.


Чиновники, привязанные к населению


К слову, здесь нужно отметить, что кочевой и полукочевой образ жизни вела – ни больше, ни меньше – треть населения республики. А, следовательно, у органов власти была еще одна масштабная проблема: как осуществлять эффективное управление такой территорией.

«20-е годы – это период экспериментов в СССР, и на территории Киргизской автономной республики было опробовано создание пастбищных сельсоветов. Сейчас это звучит очень странно, но в то время чиновников пытались максимально приблизить к местному населению. Пастбищные сельсоветы перемещались вместе с населением. В 20-х годах такая практика работала», - отметил Павел Дятленко.


Гигантские районы


Помимо всего, у республики была слабая инфраструктура. Когда большевики выстраивали систему управления и проводили районирование в Киргизии, возникла серьезная проблема в горных и предгорных районах – на больших пространствах не было населенных пунктов. Первоначально некоторые создававшиеся районы и волости были очень большими из-за того, что не было населенных пунктов для создания центров управления.

«В Кыргызстане целый ряд районов оторван от соответствующего экономического центра, совершенно изолирован; к этому следует добавить крайнюю разбросанность 32-33% кочующего населения… Крайне пересеченная местность не позволила нам построить районирование так, как этого хотелось бы», – это цитаты из выступления Фатьянова, одного из чиновников, который проводил районирование, - привел выдержки из воспоминаний председателя киргизской комиссии по районированию Ильи Архиповича Фатьянова эксперт. – Районы были либо маленькие, либо большие – это зависело от того, как удавалось на местности привязать к ней центр управления».

Итак, на первом этапе районы были привязаны к местам, откуда можно было управлять – крупным населенным пунктам. Основная проблема состояла в том, чтобы в наличии была инфраструктура – дороги, другие коммуникации, старые органы власти, которые можно было трансформировать.


Теория – не равно практика


При выборе большевиками критериев районирования обнаружилась серьезная разница между теорией и практикой. Первоначально районирование было предложено проводить по экономико-географическому фактору. Но и здесь у Киргизской автономной республики были экономические и социальные особенности.

«Северная часть территории была связана с Казахстаном – то, что раньше входило в Семиреченскую область, было экономически и географически связано с югом Казахстана. Что касается юга республики, южные районы были связаны с Ферганой – территориями Узбекистана и Таджикистана. При районировании также учитывали национальный и инфраструктурный критерии. При этом национальный критерий давал сбой. При создании сельсоветов он часто превращался в родовой», - обозначил Дятленко.

Старые традиции никуда не делись, и чиновники заметили, что после нескольких этапов районирования сельсоветы повторяют по составу населения и территории старый родовой рисунок – он проглядывал через новые границы.


Дружные соседи?


«Стоит сказать, что посредством районирования советские чиновники пытались решить и задачу урегулирования межнациональных отношений – провести его так, чтобы на территории современного Кыргызстана не происходили земельные, водные и иные конфликты. Такой подход предполагал проведение глубокого анализа и автоматически переводил процесс районирования в категорию крайне сложных. Для решения этой сложной задачи в процессе районирования создавались национальные советы, - рассказал эксперт. – Чем они были интересны? По состоянию на 1929 год эти национальные советы были разных уровней: волостные, городские, сельские. Волостных национальных исполкомов на территории республики было два – узбекский и сарт-калмыкский. Городских советов было два – узбекских. Сельсоветов было 32 – 21 узбекский, 5 немецких, 1 уйгурский, 2 дунганских, 1 татарский и 2 сарт-калмыкских. При их помощи власти выстраивали работу с различными общинами внутри республики».


Долгий-долгий процесс



Если же говорить об этапах районирования, нужно отметить, что этот процесс длился все 20-е годы и продолжился в начале 30-х.

«За 10 лет Киргизская АССР пережила последовательную смену четырех административно-территориальных структур. Первоначально это была автономная область, которая включала в себя округа, волости, сельсоветы, сельсоветов было много, они были очень мелкие. Это привело к тому, что республикой было сложно управлять, это было дорого и экономически необоснованно. Кроме того, были четко видны родовые границы, - пояснил эксперт. В 1926 году наступил новый этап районирования – их пытались укрупнить, не получилось. Следующий этап – 1929 год. И только к 1934 году была создана более-менее устойчивая административно-территориальная структура. К тому времени многие сельсоветы были укрупнены, чтобы ослабить существовавшие родовые границы. Что получилось в итоге? К 1934 году территория автономной республики была разделена на 24 района. Это было экономически и географически оправданно. Позже эти районы делились, меняли названия, и сейчас мы на территории республики имеем 40 районов. Часть из них воспроизводят картину по состоянию на 1934 год», - резюмировал Дятленко.

Источник информации: Алина Искандерова, фото Инны Басыровой