15 февраля 2020
Стратегическая сессия по развитию системы образования Елабужского района стартовала в Елабужском институте КФУ

В работу под руководством модераторов КФУ включены лидеры дошкольного, школьного, среднего профессионального и высшего образования. Также в сессии принимают участие родители обучающихся, представители учреждений культуры, музеев, промышленных предприятий и бизнеса – более ста членов профессионального сообщества.

Елабуга – один из немногих малых городов России, в которых полноценно представлен университет. В системе образования района Елабужский институт КФУ играет особую роль: здесь не только готовятся кадры для школ и учреждений дошкольного образования, но и создаются научно-образовательные площадки для всех категорий населения. Детский клуб по робототехнике, Детский университет, профильные тематические смены для школьников на базе института и лагеря «Буревестник», курсы повышения квалификации, Международный фестиваль школьных учителей, Университет третьего возраста – десятки проектов стартуют и входят в традицию.

В этом году Елабужский район станет местом проведения августовского совещания работников образования и науки с участием президента республики. В рамках события пройдут открытие полилингвальной школы, Дома научной коллаборации, XI Международного фестиваля школьных учителей, в этих проектах университет является организатором и активным партнером. Поэтому не случайно Казанский федеральный университет выступил с инициативой создания Координационного совета по развитию системы образования Елабужского института КФУ. Сейчас предстоит разработать программу, «дорожную карту», которая позволит повысить эффективность сетевого взаимодействия структур образования, наметить амбициозные цели и определить методы их достижения.

В приветствии директор Елабужского института КФУ Елена Мерзон привела статистику: сегодня в систему образования района включены около 9600 школьников, 700 учителей, 5600 дошкольников, 500 воспитателей, 1800 студентов колледжей, 5000 студентов вуза. Елена Ефимовна подчеркнула: «Важно понимать дальнейшее развитие системы образования, его будущее. Поэтому принято ректором КФУ Ильшатом Рафкатовичем Гафуровым и руководителем исполнительного комитета Елабужского района Рустемом Мидхатовичем Нуриевым принято решение о создании комплексного плана развития системы образования нашей территории».

Рустем Нуриев отметил, что Елабужский институт КФУ является флагманом образования не только района, но и республики, региона. Сейчас в Елабуге в центре внимания вопросы профориентации школьников и создание полилингвального комплекса, подготовка кадров для Особой экономической зоны. По мнению Рустема Мидхатовича, стратегическая сессия, в которой задействованы лидеры системы образования, позволит городу раскрыть интеллектуальный потенциал, выйти на новый уровень.

Директор Ситуационного аналитического центра КФУ Тимерхан Алишев заявил: «Сегодня перед нами стоят большие задачи, связанные с формированием будущего муниципалитета. В августе в Елабуге пройдет конференция, где район будет представлен как территория, связанная с развитием человеческого капитала. Оно невозможно без активного взаимодействия организаций – не только образования, но и культуры, здравоохранения, а также аминистрации района. Сетевое взаимодействие в этом пространстве необходимо организовать по-новому. Как? Наша задача сегодня – понять это и выработать первичные подходы».

Работа сессии началась с доклада о мировых трендах образования, которые необходимо учитывать в меняющейся среде и повседневной практике. В лекции директор Центра лидерства в образовании КФУ Ильдар Мухаметов заметил, что цифровая революции в образовании – это не только подмена бумажного электронным. Школа теряет монополию на образование, которое можно получить дистанционно, 24/7. И добиться успешного результата невозможно без включения в образовательное пространство городской среды: вуза, ссузов, музеев, предприятий. Для детей века скоростей, «цифровых аборигенов», школа должна служить своеобразным навигатором.

Ильдар Ринатович заострил внимание на изменение парадигмы образования: если раньше школа подавляла волю ученика, навязывая правила, то теперь школьники становятся участниками процесса, выстраивают свою образовательную траекторию. К основным критериям, кроме чтения, письма и счета, прибавилась информационная и финансовая грамотность, академические знания уступают место гибким навыкам. В США набирает популярность семейное образование, в Сингапуре важным считают баланс ценностей и «soft skill», а Финляндия поддерживает школы с низкими результатами, не игнорируя отстающих учеников ради одаренных. Обращаясь к коллегам, спикер заметил: «От нас много зависит!».

Первый такт работы стратегической сессии был организован в десяти группах по методу «шести шляп». Во втором такте планируется организовать проектирование по шаблону. В финале группового взаимодействия состоятся презентации проектов и их обсуждение.

Следующим важным этапом сессии станет формирование программы развития системы образования Елабужского района, основой которой послужат сегодняшние разработки участников стратегической сессии.

Источник информации: пресс-служба Елабужского института КФУ