03 февраля 2020
Актуальные проблемы образования и музыкального искусства обсудили на итоговой научной конференции сотрудников КФУ

30 января 2020 года на кафедре татаристики и культуроведения ИФМК КФУ состоялась итоговая научная конференция за 2019 год.

Секция «Актуальные проблемы образования и музыкального искусства» была посвящена рассмотрению современных технологий профессиональной подготовки педагогов в условиях поликультурного образовательного пространства, компаративному анализу инновационных зарубежных и отечественных педагогических концепций, освещению развивающего потенциала национального музыкального наследия и проблемам его актуализации в учебном процессе.

В докладе д-ра пед. наук, профессора Р.А. Фахрутдиновой «Научно-исследовательская деятельность как основа качества образования в новых социокультурных условиях» была показана значимость научных исследований в деятельности современного вуза, обозначены современные требования к организации научной деятельности студентов – будущих педагогов, рассмотрены основы методологии и методики проведения научно-педагогического исследования.

Д-р пед. наук, доцент Л.Т Файзрахманова в своем докладе «Проблемы обучения на русском языке иностранных студентов в курсе «Общие основы педагогики» охарактеризовала «проблемные зоны» социокультурной и языковой адаптации иностранных студентов к условиям обучения на русском языке, выявила объективные и субъективные факторы, лежащие в основе проблем обучения, а также обрисовала педагогические пути их преодоления.

В докладе канд. пед. наук, доцента С.В. Каркиной «Signature pedagogy in music education across Indian and Russian traditions» («Уникальные черты музыкальной педагогики в сравнении традиций индийского и отечественного музыкального искусства»), подготовленного совместно с Б. Сингхом, была рассмотрена концепция «Signature pedagogy» американского исследователя Л. Шульмана, представлены результаты сравнительного анализа методики обучения музыке в России и Индии, установлены направления совершенствования отечественной методики музыкального образования с учетом концептуальных положений «Signature pedagogy».

Доклад канд. пед. наук, доцентов Р.М. Ахмадуллиной и Н.Р. Валиахметовой на тему «Буктрейлер как средство формирования проектировочной компетентности будущего педагога» был посвящен проблеме использования буктрейлера как современной формы проектирования и эффективного метода формирования проектировочной компетентности студентов в условиях профессиональной педагогической подготовки в вузе.

Доклад канд. пед. наук, ст. преп. А.В. Мишиной «Персонализация обучения студентов художественных вузов в контексте перехода к цифровой экономике» раскрыл педагогические условия персонализации обучения будущих педагогов искусства, такие как: активизация механизмов самообразования и саморазвития через выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов, обогащение информационной учебно-методической базы для поддержания индивидуального формата изучения содержания художественной культуры, принятие преподавателем вуза личностной позиции эдвайзера и фасилитатора.

Канд. пед. наук, доцент Е.А. Дыганова в докладе «Создание методического кейса «Нетрадиционные формы урока музыки в школе» в условиях проектной деятельности слушателей КПК» представила опыт руководства группой учителей музыки общеобразовательных школ в ходе работы над инновационным методическим проектом, включавшим авторские разработки нестандартных форм реализации уроков музыки в условиях ФГОС.

Доклад канд. пед. наук, доцента И.Ф. Камаловой «Особенности формирования ансамблевой техники студентов-скрипачей в коллективной исполнительской деятельности» был посвящен условиям активного взаимодействия музыкантов-инструменталистов в коллективной исполнительской деятельности, вопросам совместного формирования основных компонентов ансамблевой техники: художественно-образного, слухового, моторно-двигательного, эстетического и психологического.

В своем докладе «Духовная тематика в творчестве Масгуды Шамсутдиновой» ст. преп. Г.Н. Акбарова рассмотрела вопросы музыкального воплощения духовной тематики в наследии Заслуженного деятеля искусств РТ, композитора М.И. Шамсутдиновой, охарактеризовала жанровые, стилевые особенности сочинений данного образного строя, осветила значимые аспекты их исполнительской интерпретации.

Канд. пед. наук, доцент Н.Х. Нургаянова представила доклад «Использование фольклорных традиции народов Поволжья в процессе вокальной подготовки будущего учителя музыки», в котором показала значимость раскрытия в процессе профессиональной подготовки будущих учителей музыки художественного, эстетического, духовного потенциала певческих традиций различных этносов, выявления характерных жанровых, стилевых особенностей народных напевов и их музыкально-поэтического содержания, возможности использования в исполнительской и педагогической практике.

В докладе канд. пед. наук, зав. кафедрой татаристики и культуроведения Г.И. Батыршиной «Отражение татарских музыкальных традиций в фортепианном творчестве композиторов Поволжья» были раскрыты художественно-образные и жанрово-стилевые средства воплощения татарских музыкальных традиций в фортепианных сочинениях Л. Батыркаевой, А. Луппова, Ш. Шарифуллина, Ф. Яруллина, Р. Яхина и других композиторов; проанализированы фактурные средства, характеризующие национальное и европейское в отражении композиторами татарских музыкальных традиций в фортепианной музыке.

Проблематика представленных преподавателями кафедры татаристики и культуроведения ИФМК КФУ докладов отвечала научному направлению ИФМК КФУ «Развитие идей казанской лингвистической школы и межкультурного взаимодействия в условиях трансформации педагогического образования». Выступления докладчиков вызвали большой интерес и дискуссионное обсуждение присутствовавших, показали высокий уровень научной и прикладной значимости обозначенных в докладах проблем, перспективность сочетания традиционных и современных трансдисциплинарных научных подходов в их исследовании.

 

Источник информации: к.п.н., доцент, зав. кафедрой татаристики и культуроведения Г.И. Батыршина