01 февраля 2020
Итоговая научная конференция кафедры РКИ

30 января состоялась итоговая научная конференция кафедры русского языка как иностранного ИФМК КФУ, в рамках которой были организованы две секции: первая – «Современные технологии русскоязычного образования», вторая – «Особенности функционирования русского языка: семантика и прагматика».

Первая секция под руководством профессора Бочиной Татьяны Геннадьевны работала в трех направлениях: развитие культуроведческой компетенции обучающихся, методики преподавания русского языка как иностранного и работа с концептуальным содержанием художественного текста. Обсуждение вызвал вопрос об использовании кейса на занятиях русского языка как иностранного (от английского case – случай, ситуация), говорили об особенностях подготовки преподавателя к занятиям с использованием кейса, о методах контроля. Сингапурская методика также вызвала вопросы об уместности ее применения в иностранной аудитории. Как отметила Казанцева Аида Марсовна, в китайской аудитории эта методика работает отлично, студенты сразу принимают сингапурскую методику и им нравится игровая форма занятий, которая хорошо применима в курсе «Коммуникативный практикум».

Бочина Татьяна Геннадьевна поделилась опытом проведения увлекательного занятия  «Открытка ко Дню России». В докладе была представлена методика проведения красочного занятия с культурными приметами России, такими как народные промыслы, символы России, история России и т.д. 

Салахова Айгуль Рестамовна представила блестящий доклад на тему работы с концептуальным содержанием художественного текста на уроках русского языка как иностранного на примере рассказа Людмилы Петрушевской «Дитя», отметив лингвистический анализ, выделив культурологическую составляющую, поделившись собственным опытом проведения коллоквиума.

Из доклада Старостиной Ольги Вячеславовны было любопытно узнать, что в ходе опроса на тему «Какие художественные произведения хотели бы прочитать иностранные студенты?» было выявлено, что иностранцев интересуют аутентичные тексты Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, рассказы Антона Чехова, произведения о природе, также студенты отметили, что хотели бы прочитать произведения о призраках, что было навеяно просмотром фильма «Вий». Интересно, что студентов из Германии привлекает советская литература и современная. Однако слушатели секции отметили, что в выборе такой литературы преподаватель должен быть особенно внимателен, так как там особый язык текстов и требуется предварительная подготовка студентов к чтению, так как присутствует много примет времени, которые необходимо разъяснять.   

Во второй секции, которой руководила профессор Косова Вера Алексеевна,  были представлены доклады на материале художественных произведений, текстах рекламы и др. Современно прозвучал доклад Колосовой Елены Ивановны о глагольной лексике в художественном тексте на примере романов Гузель Яхиной, интерес слушателей вызвало и выступление Маклеевой Елены Александровны об особенностях функционирования производных с суффиксом –ш(а) в русском жаргоне. Особо стоит отметить доклады Музурова Виталия Николаевича  о речевом моделировании символа в романах Л. Улицкой «Медея и ее дети» и «Зеленый шатер», Косовой Веры Алексеевны и Латыповой Елены Владимировны о потенциализмах с субъективно-оценочной семантикой в прозе Ю. Нагибина, Ахметзяновой Лианы Михайловны о специфике идиостиля А. Введенского в рамках литературы абсурда, Хабибуллиной Елены Викторовны о православной традиции и авторской модальности в книге С.В. Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила». Об игре как необходимой составляющей цифровых образовательных ресурсов для детей рассказала Яппарова Венера Нагимовна, Коршунова Анастасия Александровна приоткрыла научную завесу в вопросе паремиологического минимума носителей лингвокультуры.

Конференция объединила научные интересы сотрудников кафедры русского языка как иностранного, доклады вызвали интерес и активное обсуждение.

Источник информации: преподаватель кафедры русского языка как иностранного ИФМК КФУ А.А. Ершова