27 января 2020
Отчетная научная конференция на кафедре религиоведения

24 января 2020 года на кафедре религиоведения прошла отчетная научная конференция. На конференции было представлено 8 докладов преподавателей и аспирантов кафедры.

Доклад Ю.Д. Смирновой «Теоантропологическая парадигма постижения языка» раскрыл связь между подходами к языку в философии Лосева, Булгакова и Флоренского. На вопрос, что объединяет представленных авторов, Юлия Дмитриевна высказала мнение о том, что они являются представителями философии всеединства и создателями универсальных систем философии языка, использующей идеи Владимира Соловьева. В ходе обсуждения определилось, что в рамках рассматриваемой парадигмы через понятие символизации можно выйти на дискурс религии в виртуальном пространстве.

Тема государственно-конфессиональных отношений была представлена в докладах Ю.Г. Матушанской и А.К. Погасия.

Ю.Г. Матушанская представила доклад «Государственно-конфессиональные отношения в Германии: проблема церковного налога», в котором раскрыла противоречия в современном немецком обществе, связанные с законодательством и налогообложением верующих, которые обязаны платить налог, являясь представителями протестантизма, католицизма или иудаизма. В докладе было отмечено: отказ от уплаты налога ведет к лишению доступа к церковным таинствам, что воспринимается некоторыми гражданами как ограничение свободы вероисповедания.

А.К. Погасий рассказал о коллизиях в современных государственно-конфессиональных отношениях в России. Тема вызвала бурные дебаты, связанные с противоречиями в законодательном регулировании деятельности религиозных организаций. В ходе обсуждения были проанализированы отдельные примеры противоречивого правоприменения законодательства к деятельности религиозных групп.

Доклад А.П. Соловьева «Модернизация как фактор трансформации религиозности в Российской империи в XIX – начале ХХ вв.» был посвящен изменениям религиозном сознания верующих России в указанный период. Докладчик выявил особенности влияния «проекта Просвещения» и модернизационных тенденций в Российской Империи на трансформацию религиозного сознания православных верующих, российских мусульман, католиков, протестантов и язычников. Отвечая на вопрос о причинах массовой секуляризации православного населения в начале ХХ века, докладчик указал на формализм отношения прихожан к религиозным институциям как связанным с модерным государством имперского типа, а также на комплементарный рост антимодерных консервативных, мистических и социалистических движений, распространение которых объясняется компенсаторной реакцией на негативные последствия модернизации.

В докладе Р.Р. Фазлеевой «Идея возможности “секулярной соборности” в интернет-пространстве» была проанализирована модификация идеи соборности в интеренете, рассмотрены новые возможности раскрытия различных религиозных дискурсов в контексте интернет-демократии. В ходе обсуждения отмечена необходимость поиска взаимосвязи ризом – узлов связывающих религиозные группы в интернет-пространстве.

В докладах Е.Н. Хамидова «“Фаванд ал Мухамма” Вайнуллы Расулева – настольная книга начинающего суфия» и И.Ф. Гимадеева «Джаруллах Бигиев о не/переводимости Корана» были рассмотрены специфические особенности джадидско-кадимистской полемики в исламе начала ХХ века. В ходе прений по темам, поднятым в докладах, коллеги разошлись во мнениях относительно степени консерватизма и модернизма в суфизме того времени.

Доклад Н.Н. Александровой «Модели позиции исследователя в поле религии в трактовке П. Бурдье» поднял вопрос о конфессиональном религиоведении, в рамках которого исследователь может сочетать в себе ученого и верующего человека. Насколько такой исследователь объективен? Может ли быть исследователь объективен в принципе, или мы всегда имеем дело с той или иной ангажированностью? В результате полемики было определено, что эти вопросы в большей степени имеют значение для внутренней саморефлексии исследователя, в связи с той или иной идеологической ангажированностью любого ученого. При обсуждении было отмечено, что наука сама имманентно регулирует проблемы, связанные с ангажированностью исследователей, выравнивая идеологические отклонения в исторической перспективе.

Доклады аспирантов кафедры З. Кринской «Большой молебен богине Янджиме в Баргузинском дацане» и В. Максимова «Музыка в религии Древнего Израиля» впечатлили профессионализмом докладчиков и их владением материалом. Так, З. Кринская рассказала о своих полевых исследованиях в Бурятии, а В. Максимов, будучи профессиональным музыкантом, продемонстрировал присутствующим как звучит древний Шофар в стенах НОЦ «Теология».

В целом можно сказать, что конференция прошла успешно, сделанные доклады позволяют говорить о том, что на кафедре религиоведения происходит активное погружение в исследование проблемы трансформации религиозности в цивилизации модерна. Участники конференции признали, что важным аспектом деятельности кафедры является совместная работа по смежным темам в рамках общекафедральной проблематики.

Источник информации: Кафедра религиоведения