08 января 2020
Эксперт Елабужского института КФУ: "Проблема дисграфии ведет к социальной изоляции"

Доцент кафедры психологии Ольга Штерц рассказала о реализации проекта «Юный орфографик»

Помните картину «Опять двойка»? Мальчик стоит с виноватым лицом, ему грустно, обидно и стыдно, что он в очередной раз принес плохую оценку, а сколько боли и отчаяния в глазах матери…

Такая ситуация и сегодня возникает во многих семьях. Иногда ребенок получает «двойку» не потому, что поленился выучить урок, а из-за проблем неврологического, логопедического характера, которые мешают усвоить учебный материал. Он вроде бы и старается, учит, но результаты даются с большим трудом.

Такому ребенку нужна профессиональная помощь логопеда, невролога, психолога. Она позволит ученику выйти из ситуации постоянного неуспеха, которая особенно тяжело воспринимается детьми младшего звена.

Злободневная проблема в начальной школе – нарушение письменной речи. А ведь письмо является основой и средством обучения ребенка не только в начальной школе, но и в среднем, старшем звене. По статистике, с трудностями обучения сталкивается каждый пятый человек на планете. По данным исследований, в Татарстане 26 процентов учащихся страдает нарушением письма и чтения. Практически в каждом классе начальных школ Елабужского района 10-20 процентов детей имеют нарушение письменной речи. Такие дети терпят неудачи при освоении языков, у них постепенно снижается мотивация обучения, появляется заниженная самооценка, они становятся замкнутыми или, наоборот, агрессивными.

Дисграфики подвергаются риску пожизненной неграмотности и социальной изоляции. Более того, к проблемным детям не умеют относиться толерантно, их подвергают остракизму как сверстники, так и педагоги. В наших условиях дисграфики не получают полноценной помощи и остаются со своей проблемой на всю жизнь. Они становятся иностранцами в собственной стране, так как не могут справиться с информацией, которую необходимо изложить в письменном виде.

Очень важно своевременно выявить и преодолеть нарушения письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы школьного обучения. Но, к сожалению, мало общеобразовательных школ имеют в штате логопеда. В Елабуге, несмотря на большую востребованность, на 13 общеобразовательных школ открыт лишь один логопункт.

В помощь детям с нарушением письменной речи по инициативе Центра поддержки детей-инвалидов и их семей «Планета добра» преподавателями Елабужского института КФУ разработан социальный проект «Юный орфографик». Он включает цикл развивающих занятий для детей с нарушением письменной речи.

«Юный орфографик» получил поддержку Фонда президентских грантов и оказался в числе победителей второго конкурса социальных проектов 2019 года. Елабужский институт КФУ выступает партнером в реализации проекта, оказывает информационную и организационную поддержку.

Нашей целью является коррекция нарушений письменной речи, познавательных процессов и личности у детей младшего школьного возраста, имеющих нарушение письменной речи (дисграфию). Для этого до ноября 2020 года будут проводиться систематические занятия с логопедом и психологом.

Социальный проект «Юный орфографик» стартовал и активно работает. В процессе диагностики выявлены дети с нарушением письменной речи. В елабужской школе №6 организованы групповые занятия с детьми. Дважды в неделю логопедические занятия по коррекции нарушений письменной речи ведут Валентина Крошечкина и Ольга Штерц. Занятия по снижению уровня тревожности, агрессивности, повышению уровня самооценки, развитию познавательных процессов у детей с нарушением письменной речи проводят преподаватели кафедры психологии – Наиля Исмаилова, Наталья Гайфуллина.

В декабре на факультете психологии и педагогики ЕИ КФУ состоялся семинар-практикум для учителей начальных классов, педагогов-психологов по психолого-педагогическому сопровождению детей младшего школьного возраста с нарушением письменной речи. В рамках семинара-практикума для учителей начальных классов, педагогов-психологов проведены мастер-классы, организованы лекции по специфике нарушений письменной речи у детей, раскрыты направления и методы коррекционной работы с детьми, страдающими дисграфией. В течение года планируется активная, интересная, кропотливая работа, в чем-то сложная, но однозначно полезная и необходимая.

Команда проекта «Юный орфографик» выражает благодарность директору Елабужского института КФУ Елене Мерзон и директору елабужской школы №6 Татьяне Хайдуковой за организационную помощь.

Ольга Штерц, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии