Промежуточные итоги реализации федеральной программы за 2019 год и планы на 2020 год были представлены в рамках специализированного семинара, прошедшего на базе Санкт-Петербургского государственного университета 17 декабря.
Результаты работы специалистов Казанского федерального университета присутствующим представил директор Института международных отношений КФУ Рамиль Хайрутдинов. В своем выступлении он затронул тему подготовки психолого-педагогических кадров по работе с детьми из мусульманских семей.
«Федеральная программа подготовки специалистов с углубленным изучением истории и культуры ислама успешно реализуется в Казани уже с 2007 года совместно с нашими вузами-партнерами – Российским исламским институтом, и несколько лет назад, с момента основания – с Булгарской исламской академией. За время работы были охвачены многие аспекты подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама, начиная с разработки образовательных программ, пособий, завершая проведением различных образовательных и просветительных мероприятий. Тем не менее, все еще остаются очень актуальные вопросы в сфере образования, которые, как мне кажется, также должны быть охвачены федеральной программой. Я имею в виду подготовку специалистов в системе общего и дополнительного образования по работе с детьми из мусульманских семей», - заметил Рамиль Хайрутдинов.
По его словам, современная система подготовки педагогов и психологов в этой области до сих пор мало ориентирована на работу в мультикультурном классе, включающем представителей религиозных сообществ. Как следствие, эти специалисты не имеют достаточных компетенций для урегулирования социальных противоречий, которые могут возникнуть на религиозной почве. В России регулярно возникают конфликты из-за вопроса ношения хиджаба в школе, например, острые конфликты были несколько лет назад в Мордовии и Ставропольском крае, они имели большой общественный резонанс. Вместе с тем, множество реально возникающих конфликтов пока не выходит в публичную сферу.
«Как показали исследования, проводимые нашими специалистами, локальные конфликты возникают в государственной школе, например, из-за отказа детей из мусульманских семей участвовать в уроках рисования, музыки, физкультуры, в связи с вопросами обеспечения халяльным питанием, условий для совершений молитвы, отказом от участия в школьных воспитательных мероприятиях и другие. Нередко эти противоречия усиливаются в виду недостаточных знаний педагогов и психологов об особенностях религиозного сознания и навыков решения подобных конфликтов», - подчеркнул Хайрутдинов.
В Татарстане согласно статистике министерства образования в последние годы происходит взрывной рост востребованности семейного образования, в том числе обусловленного религиозными причинами. Если в 2017 году образование в семье получали 606 детей, то по итогам 2018 года их стало 898. Вызывает беспокойство уровень подготовки и качество знаний, полученных детьми в рамках семейной формы обучения. Они демонстрируют по данным ОГЭ и ЕГЭ более низкие результаты по сравнению со школьниками, которые обучаются по очной форме в государственной школе.
«Исследования, проведенные специалистами нашего университета, показывают, что до половины родителей из числа практикующих мусульман рассматривают потенциальную возможность перехода на семейное образование. Как мы понимаем, массовый переход на семейное образование несет за собой высокие риски недообразования ребенка, если этот выбор был сделан без зрелого отношения к собственной ответственности со стороны родителей. Кроме того, существует опасность, что дети будут воспитываться только в монорелигиозной среде, им не будут привиты ценности свободы совести, они не будут знакомы с альтернативными мировоззренческими позициями. На рост числа детей из религиозных семей, переходящих на семейное образование, обратили внимание силовые структуры нашей республики в связи с риском приобщения их к радикальным псевдоисламским течениям. Особенно велики риски в отношении семей, в которых один из родителей был осужден по экстремистским и террористическим статьям», - привлек внимание слушателей к проблеме директор ИМО КФУ.
Исследования, проведенные сотрудниками Ресурсного центра КФУ по развитию исламского и исламоведческого образования в общеобразовательных школах, показывают, что наличие у педагогов и управленцев необходимых компетенций помогает реализовывать цели образования с учетом мировоззрения ребенка, поддерживать позитивную коммуникацию с родителями, а также разрешать конфликтные ситуации на религиозной почве. В то же время, недостаток компетенций приводит к обострению конфликтов.
«Порой педагог сам рекомендует таким родителям забрать ребенка на семейное образование. То есть мы сами в школьной системе создаем условия для геттоизации мусульман, а соответственно увеличиваем уязвимость этих групп с точки зрения распространения радикальных взглядов, - заметил спикер. - В КФУ уже накоплен определенный позитивный опыт работы в этой области. Я уже говорил о проводимых исследованиях среди родителей-мусульман, школьных учителей, педагогов дополнительного образования. Результаты исследований обсуждались на круглых столах, на всероссийских и международных конференциях в сфере образования. Мы наладили сотрудничество в этой области с Исполкомом города, управлением образования, Аппаратом антитеррористической комиссии, Духовным управлением мусульман Татарстана».
Сегодня специалистами Ресурсного центра КФУ по развитию исламского и исламоведческого образования проводятся семинары и мастер-классы для педагогов и психологов, работающих в системе общего образования, религиозных деятелей, организован лекторий для педагогов мусульманских организаций, ведущих обучение детей. Кроме того, налажено тесное взаимодействие с Ассоциацией психологической помощи мусульманам, которая оказывает содействие в реализации образовательных программ по развитию коммуникативных навыков у представителей мусульманского духовенства, педагогов, школьных психологов.
«Чрезвычайно важно доносить самыми разными путями необходимость обеспечения полноценного светского образования для детей из религиозных семей, что в самой лучшей форме можно сделать в стенах государственной школы. Необходимо привлекать к этой деятельности религиозных деятелей, мусульманских активистов, лидеров мнений. Важно усилить взаимодействие органов управления образованием с официальным духовенством в вопросах противодействия радикальным религиозным идеологиям и урегулирования конфликтов на религиозной почве в системе общего образования», - подчеркнул Хайрутдинов.
По итогам проведенного анализа ситуации Казанский федеральный университет выступил с предложением включить в качестве целевых групп по реализации федеральной программы педагогов, психологов, управленцев в системе общего образования в регионах со значительным числом мусульманского населения, а также педагогов мусульманских религиозных организаций, осуществляющих религиозное обучение среди детей.
«Казанский федеральный университет готов разработать программы повышения квалификации для указанных целевых групп, подготовить учебные пособия, организовать обучающие семинары, мастер-классы, курсы повышения квалификации на своей базе. Желательно включить в образовательные программы подготовки педагогических работников, теологов (бакалавриат, магистратура) курсы и модули, направленные на формирование компетенций по взаимодействию с детьми из религиозных семей и с их родителями, разрешению межрелигиозных конфликтов в образовательном пространстве, профилактику религиозно-мотивированного экстремизма. Важно найти возможности для просветительской работы среди родителей-верующих в области ответственного родительства, включающие в себя рассмотрение норм законодательства о правах ребенка в сфере общего образования, популяризацию ценностей светскости, свободы совести, формирование позитивных установок в отношении системы государственного образования РФ», - резюмировал Рамиль Хайрутдинов.