13 декабря 2019
"...Одной любви музы̀ка уступает, но и любовь - мелодия.." (А.С.Пушкин "Каменный гость")

Более двух столетий звучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, со сцен мировых оперных и балетных театров, консерваторий и академических концертных залов. Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по-особому открывается через сочинения композиторов, которые создавали музыкальные произведения на его стихи, драматические произведения и великолепную прозу.

Именно об этом шла речь в Музыкальной гостиной на Спасской нашего города, инициированной кафедрой русского языка и литературы Елабужского института Казанского федерального университета и Музыкальной школой №2.

Это знаковое для елабужан событие приурочено было к 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина и Году театра в России. Пушкин и музыка, Пушкин и театр – эти две неразрывные темы стали публичным диалогом профессора Анатолия Ильича Разживина и Гульфии Рустамовны Ишмухаметовой, музыканта и педагога, которым внимал зал, вместивший любителей поэзии и классической музыки.

А.Разживин раскрыл историю театра с Петровской эпохи до Пушкинской и ярко рассказал о театральной жизни 20-х годов XIX века, которая запечатлена в работах Пушкина о театре и в романе «Евгений Онегин»: «Волшебный край, там в стары годы сатиры смелый властелин блистал Фонвизин, друг свободы, и переимчивый Княжнин. Там Озеров невольны длани народных слез, рукоплесканий с младой Семеновой делил, там наш Катенин воскресил Корнеля гений величавый. Там вывел колкий Шаховской своих комедий шумный рой, там и Дидло венчался славой…».

Театр к тому времени стал важнейшей частью светской жизни Петербурга и всей национальной культуры. Самым престижным считался Большой Каменный театр на две тысячи мест. Построен был при Императрице Екатерине II в 1783 году для оперных и балетных представлений. Балеты ставились еще в двух театрах – в Малом, который был открыт для широкой публики, и в Эрмитажном, предназначенном для Двора. В 1832 году открыт был Александринский театр.

Без Пушкина было немыслимо развитие оперного и балетного искусства XIX века. По его произведениям создано более тридцати опер и балетов: оперы «Золотой петушок», «Моцарт и Сальери» композитора Римского-Корсакова, «Русалка» и «Каменный гость» Даргомыжского, «Скупой рыцарь» и «Граф Нулин» Асафьева, опера «Алеко» - дипломная работа Рахманинова, «Руслан и Людмила» Глинки, «Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама» Чайковского, «Борис Годунов» Мусорского, балет «Медный всадник» Глиэра и др. Собственно драматический театр обогатился «Маленькими трагедиями» Пушкина и его первой реалистической исторической трагедией «Борис Годунов».

Что касается лирики русского гения, то на его стихи было написано более пятисот романсов. Одних только вариантов музыкального переложения стихотворения «Зимняя дорога» было сорок шесть, «Не пой, красавица, при мне – сорок девять, а самое любимое стихотворение поэта «Я вас любил» имеет семьдесят музыкальных вариантов.

Литературные комментарии Анатолия Ильича помогали зрителям углубиться в драматургию Пушкина, в либретто опер и балетов, в лирические шедевры. Музыка сопровождала весь диалог ведущих. Звучал Великий колокольный звон из оперы «Борис Годунов» Мусорского, «Марш Черномора» из оперы Глинки «Руслан и Людмила», романсы «В крови горит огонь желанья», «Царско-Сельская статуя», «Юноша и дева», «Старый муж, грозный муж», вальс из балета Глиэра «Медный всадник» и вальс Свиридова к кинофильму «Метель» по одноименной повести Пушкина. Виртуозно прозвучал на аккордеоне «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» в исполнении Алихона Жилкибаева. Музыканты Рима Ямаева, Ольга Опарина, Елена Ельченкова, Ангелина Садовниченко, Мария Рябова, Резеда Кашапова, Галина Кайманова, Наталья Семягина, Альфия Файрушина, Елена Сатонина, Татьяна Железнова и ансамбль «Элегия» под руководством Натальи Кучерявенко создали удивительную музыкальную атмосферу литературной Пушкинианы. Духовные стихи Пушкина, прочитанные Анатолием Ильичом в завершение встречи, открыли для слушателей новую, мало известную грань творчества русского гения.

«Удивительная встреча, прошедшая на одном дыхании. Сиюминутное желание – идти и перечитывать Пушкина заново», - комментирует участница встречи ветеран института Ф.К.Быкова. «А я только сегодня поняла масштабность Пушкина, хотя, кажется, знала неплохо его творчество. Вероятно, соединение поэзии и музыки открывает по-новому его восприятие. На таких встречах вне студенческой аудитории в музыкальном салоне и наши педагоги открываются для нас новыми гранями», - поделилась студентка Алия Сагитова.

А.Ильин