05 декабря 2019
Мастер-классы по индийскому искусству

В ноябре 2019 года в Высшей школе национальной культуры им.Габдуллы Тукая прошла серия мастер-классов по индийскому искусству. Секретами творческого мастерства поделились студентки Педагогического колледжа Партап (г.Лудиана, Индия) Адити Сингла и Джуоти Бхатиа в рамках прохождения стажировки по программе обмена в Казанском федеральном университете по кафедре татаристики и культуроведения. Состоялось около десяти встреч со студентами – будущими учителями школ, изучающими искусство и иностранные языки.

На протяжении месяца гости из Индии рассказывали студентам Высшей школы о взаимосвязи звука и дыхания человека, базовых основах и строении индийской музыкальной системы, ладовых устоях, правилах создания композиции, классификации жанров. Было отмечено, что несмотря на то, что количество основных ступеней индийской музыки «са-ре-га-ма-па-дха-ни» равно европейской гамме, они не идентичны друг другу, существенным различием является отсутствие закрепленной за каждым звуком высоты тона. С процесса поиска каждым начинающим музыкантом своей собственной «са», по словам Адити Сингла, начинается обучение музыке. В течение длительного периода ученики запоминают на слух несколько сотен раг, которые в процессе живой импровизации в момент исполнения каждый раз обретают новый облик.

Вдохновенное исполнении индийских песен, среди которых были гимны, прославляющие радость бытия, и печальные напевы о жизни индийского народа, демонстрировали обе студентки колледжа Адити и Джуоти. При этом они аккомпанировали себе на индийском национальном инструменте гармониуме – клавишном инструменте, во время игры на котором музыкант производит звук одновременно путем раздувания меха и нажатия на клавиши.

Наряду с талантливым пением Адити и Джуоти удивительно совершенным владением хореографическим искусством. Во время творческих встреч со студентами Высшей школы они обучали танцевальному мастерству. Адити обучала движениям танца, распространенного в штате Панджаби, тогда как Джуоти показывала характерный танец более северного штата Химачал-Прадеш, находящегося в близи Гималайских гор.  Кульминацией каждой встречи неизменно становилось всеобщее исполнение под звонкие хлопки в ладоши индийских песен с элементами национальной хореографии, например таких, как «Джимми-Джимми», хорошо известных в России благодаря популярности индийских фильмов.

Знакомство с индийской музыкой и танцем вызвало море восторга у студентов, с увлечением открывавших для себя новый мир уникальной культуры Индии. За период пребывания в России в стенах Казанского федерального университета Адити Сингла и Джуоти Бхатия помогли понять, что несмотря на значительные различия, культуры наших стран имеют и много общего. Самобытные черты каждой из них могут заметно обогатить мир других культур, тесное взаимодействие и гармоничные отношения между которыми являются залогом их успешного развития. В знак скрепления отношений между Казанским федеральным университетом с Педагогическим колледжем Партап на заключительной встрече в присутствии директора колледжа д-ра Б.Сингха и заведующей кафедрой татаристики и культуроведения Г.И. Батыршиной состоялось торжественное вручение в качестве подарка индийского музыкального инструмента гармониум, само название которого должно будет напоминать о значимости гармонии как цели развития не только образовательных организаций, но и человеческого общества.

 

Источник информации: Светлана Владимировна Каркина