В дни празднования 215-летия Казанского университета в столице Татарстана проходит форум «Актуальные вопросы российского гуманитарного образования», объединивший в своей программе два знаковых мероприятия – выездное совещание Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания и III Съезд учителей истории и обществознания Республики Татарстан.
В рамках форума поднимаются вопросы, связанные с совершенствованием историко-культурного стандарта, дидактическими компонентами преподавания в школе и подготовкой к ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию в 2019/2020 году. Каждой теме посвящена отдельная масштабная секция с участием ведущих экспертов России.
«Наша встреча в кругу педагогов-профессионалов чрезвычайно своевременна, поскольку российское гуманитарное образование именно сейчас находится на пороге очень значимых изменений. В майских указах Президента РФ перед российским образованием были поставлены две ключевые цели: глобальная конкурентоспособность и вхождение страны в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание человека гармонично развитой личностью на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ. И сегодня все наши усилия направлены на то, чтобы решить эти две задачи. Мы все хотим, чтобы изменения, которые ожидают систему образования, были взвешенными, разумными, и подобные встречи, несомненно, дадут результат в этой области», - обозначила министр просвещения Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева.
На профильных дискуссионных площадках участники обсуждают проблемы и задачи современного исторического образования: полилингвальное гуманитарное образование, применение новых технологий в обучении, поддержка одаренной молодежи, инклюзивное обучение, совершенствование системы подготовки педагогических кадров и дополнительного образования; особенности работы сельского учителя, информационно-методическая поддержка учителей истории и обществознания в контексте инновационных процессов в Республике Татарстан.
Проведение форума подобного уровня свидетельствует о том, что история становится все более значимой дисциплиной, отметил, выступая перед собравшимися, председатель Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания Александр Оганович Чубарьян.
«С моей точки зрения, история наряду с литературой, русским языком и обществознанием является одним из главных гуманитарных предметов в школе, формирующих идентичность и оказывающих большое влияние на становление мировоззрения молодого поколения. Именно поэтому к истории приковано такое большое внимание со стороны государства и всего общества в целом, - подчеркнул Александр Оганович Чубарьян. – Отмечу, что вопросы, возникающие в отношении подходов к преподаванию истории в средней школе, не являются уникальными для российской действительности. Их решением занимаются сегодня ученые и педагоги во множестве стран».
Приветствуя присутствующих, ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров напомнил, что Казанский федеральный университет и Всероссийская Ассоциация учителей истории и обществознания проводят этот форум в дни празднования 215-летнего юбилея университета – одного из старейших высших учебных заведений России, в котором подготовка учителей ведется более 200 лет, с 1812 года.
«В связи с пониманием фундаментальной значимости роли педагога в обеспечении успешности нового поколения учащихся наш университет определил подготовку учителей и обеспечение их профессионального роста, а также научное осмысление этих процессов в качестве одного из своих основных приоритетов стратегического развития. По образовательным программам педагогической направленности по всем предметным областям и уровням подготовки у нас сегодня обучается более 8 000 студентов – будущих педагогов. Созидательная работа всего университетского сообщества положительным образом сказалась на нашей репутации и узнаваемости, в том числе и на международной арене, объективным выражением чего стал значительный прогресс в мировых институциональных и предметных рейтингах, - напомнил ректор КФУ. – Высокое качество проводимых исследований, активная международная коллаборация позволила нам войти в число 100 лучших университетов мира в соответствии с международным рейтингом Times Higher Education в предметной области «Образование», заняв 94 позицию в мире и первое место в Российской Федерации».
По словам директора Института международных отношений КФУ Рамиля Равиловича Хайрутдинова, проведение в Казани уже второго в текущем году выездного совещания Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания – результат планомерной работы сотрудников университета по развитию взаимодействия с институтами Российской Академии наук.
«Как видно из программы проходящего сегодня форума, мы стремимся активно подключить к работе и всех без исключения татарстанских учителей истории и обществознания, что, несомненно, ускорит процесс внедрения в реальную жизнь результатов всех происходящих позитивных изменений в области преподавания истории и обществознания, - отметил Рамиль Равилович Хайрутдинов. – В рамках форума нам удалось сочетать интересы академического сообщества, преподавателей высшей школы и учителей истории и обществознания. На секциях с самых разных сторон рассматривается весь блок вопросов, так или иначе связанных с подготовкой учителей истории и обществознания и их непосредственной работой в школах в контексте реализации образовательной политики РФ».
В завершение отметим, что рекомендации, выработанные в ходе форума, впоследствии будут сформированы в резолюцию и транслированы на все российское общеобразовательное пространство.