05 ноября 2019
III Всероссийская конференция-конкурс учащихся им. Льва Толстого

31 октября 2019 в Институте филологии и межкультурной коммуникации КФУ прошли заседания секций III Всероссийской конференции-конкурса учащихся им. Льва Толстого. Высшая школа русской и зарубежной филологии им. Льва Толстого принимала учащихся по четырем направлениям:

  1. ГЕРМАНСКИЕ И РОМАНСКИЕ ЯЗЫКИ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ;
  2. РУССКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА;
  3. ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА;
  4. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

В рамках направления ГЕРМАНСКИЕ И РОМАНСКИЕ ЯЗЫКИ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ было проведено заседание секции «Актуальные вопросы германских и романских языков».

Тематика докладов была актуальной и затрагивала широкий спектр лингвистических тем. Докладчики выступали на русском, английском, немецком и французском языках. В ходе секционных заседаний были рассмотрены различные вопросы современного языкознания. Прозвучали выступления, посвященные актуализации фразеологизмов в языке рекламы; модальности в пословицах и поговорках английского языка; особенностям перевода спортивной лексики с английского языка на русский. Развернулась дискуссия по поводу использования иностранного языка в лингвистическом ландшафте г. Казани. В дискуссии принимали участие слушатели конференции, участники и преподаватели.

Экспертами комиссии были отмечены высокий уровень владения материалом исследования, научность представленных работ, самостоятельность их выполнения, новизна.

По результатам работы секции эксперты единогласно присудили два первых места Закирову Арсену Тимуровичу («Исследование и анализ функционирования средств отрицания на основе произведения немецкого писателя Erich Maria Remarque «Die Nacht von Lissabon»), ученику 11 класса МБОУ «Школа № 72» г. Казани, и Николаеву Никите Константиновичу («Концепты «ум», «память», «совесть» в английском и татарском языках»), ученику 10 класса, МБОУ «Гимназия №33» г. Казани.

Направление РУССКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА включило заседания трёх секций: «Литературные и культурные взаимосвязи», «Литература XIX – первой половины ХХ века», «Современный литературный процесс».

География секции «Литературные и культурные взаимосвязи» была обширной: Оренбургская область, Казань, Иннополис, Бугульма, Альметьевск, Нижнекамск, Алексеевский, Арский, Высокогорский, Зеленодольский, Нурлатский районы РТ.

Предметы докладов секции были предельно разнообразны: мотивная и образная система произведений, нравственная проблематика, функции книг и даже библиотерапия. В качестве материала исследования выбирались не только произведения современной русской и зарубежной литературы, но и современный фольклор. В центре внимания многих исследователей оказалась проблема подросткового чтения – круга чтения подростков, отношения подростков к литературе и т. д. Работы отличались новизной, актуальностью и глубиной анализа. Особенно удачными оказались работы, посвященные «точечному» анализу конкретных произведений, а не обзорные доклады.

В этой секции первые места получили Трифонов Даниил Андреевич («Крымская война глазами первых военных корреспондентов (Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре», репортажи У. Рассселя»), ученик 10 класса МБОУ «Школа № 86» г. Казани; Гайнуллина Алсу Саловатовна («Изображение тоталитарного государства через сознание ребенка в романе Д. Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» и О. Громовой «Сахарный ребенок»), ученица 8 класса МБОУ «Татарская гимназия № 17 им. Г. Ибрагимова» г. Казани; Мельникова Дарья Алексеевна («Цыганская тема» в творчестве А.С. Пушкина и английской литературе XIX века (на примере поэмы «Цыганы» и романа Э.Д. Бронте «Грозовой перевал»), ученица 11 класса, МБОУ «СОШ № 91» г. Казани.

Секция «Литература XIX – первой половины ХХ века» рассматривала вопросы поэтики литературы 1820-1960-х годов от эпохи И.А. Крылова – А.С. Пушкина до прозы 1960-х годов (В.П. Некрасов и другие), также в ряде сообщений исследовалась феноменология западной словесности классического периода (в частности, на примере творчества Ги де Мопассана).

Участники в целом продемонстрировали неплохой уровень владения материалом и знаниями вне школьной программы. В ряде сообщений интересно использовался краеведческий аспект (например, в ходе рассмотрения казанских корней русского футуризма) и культурологический контекст (феномен дуэли в пушкинское время и др.). Целый ряд докладчиков убедительно продемонстрировал владение методикой сравнительно-сопоставительного анализа (так, рассматривались: пушкинская проза в контексте традиции сентиментализма, гоголевская поэтика с точки зрения современной теории обмана-трикстера и т.п.). Интересно использовались в ходе презентаций «вставные номера»: дуэтный доклад о новеллистике Мопассана был завершен буктрейлером, в завершение сообщения-диалога о баснях Ивана Крылова содокладчики предложили аудитории мини-викторину по рисункам на сюжеты крыловских произведений. Убедительно применялся синтез гуманитарных наук (допустим, в комплексном анализе чеховской новеллы «Душечка» с точки зрения лингво-поэтических особенностей языка участницей-гостьей из Сызрани).

В то же время, у экспертного жюри возник комплекс вопросов и рекомендаций: в ряде случаев наблюдался уход от литературоведческой и филологической составляющих; были случаи расширительной формулировки темы – при реальном сосредоточении последующего анализа только на малой области творчества писателя; не всегда использовалась в ходе исследования и его представления специальная научная литература, наблюдался уход в собственную не до конца аргументированную интерпретацию текста; в более редких случаях учащиеся и их наставники продемонстрировали недопонимание специфики явлений актуальности и новизны выбранного русла разработок, означенные понятия ими нежелательно отождествлялись.

Первые места экспертное жюри присудило Параковой Анастастии Игоревне («Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина как дань сентиментализму»), учащейся 11 класса МБОУ «Лицей № 9 имени А.С. Пушкина» г. Зеленодольска; Сайфутдиновой Диане Галимовне («Выявление авторской позиции при лингвистическом анализе рассказа «Душечка» А.П. Чехова»), ученице 11 класса ГБОУ «СОШ № 2» г. Сызрани; Хабибрахмановой Альфие Азатовне («Символика зеркальности в лирике Вячеслава Иванова»), учащейся 11 класса МБОУ «Школа № 143» г. Казани.

Тематика докладов секции «Литературные и культурные взаимосвязи» была посвящена проблемам сравнительного анализа произведений, принадлежащих разным национальным литературам или разным периодам истории русской литературы, взаимосвязям литературы и кино, литературы и математики, литературы и искусства декламации.

В обсуждении докладов активное участие принимали слушатели, что свидетельствует об актуальности поднимаемых вопросов и хорошей литературоведческой подготовленности некоторых участников конференции (Д. Трифонов, Э. Сташевски, А. Гайнуллина), их эрудированности и использовании знаний вне школьной программы.

Члены экспертного совета отметили в качестве недостатков представленных докладов широкую формулировку темы исследования (например, «Романтизм и реализм в русской и зарубежной литературе», «Влияние русских мастеров слова на мировой литературный процесс»), не соответствующую жанру научно-исследовательской работы учащихся, отсутствие новизны и как следствие несамостоятельность работы (например, «Сопоставление драмы Л.Н. Толстого «Власть тьмы» и пьесы Ю. О`Нила «Любовь под вязами»), недостаточное владение теоретико-литературными понятиями.

Первые места экспертная комиссия единодушно отдала Ахмеровой Карине Рустемовне («Жизнь и борьба детей нацистской Германии на примере произведений Джона Бойна «Мальчик на вершине горы», «Мальчик в полосатой пижаме», Маркуса Зусака «Книжный вор»), ученице 10 класса МАОУ «Лицей № 121 им. Героя Советского Союза С.А. Ахтямова» г. Казани; Храмковой Маргарите Олеговне («Мотив зеркала в романе Дины Рубиной «Почерк Леонардо»), учащейся 9 класса ЛИ для одарённых детей с углублённым изучением химии ФГБОУ «КНИТУ»; Сафиной Азалие Рафаэлевне («Жанровое своеобразие романа Григория Служителя «Дни Савелия»), ученице 10 класса ЛИ для одарённых детей с углублённым изучением химии ФГБОУ «КНИТУ».

В рамках направления ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА прошли заседания двух секций: «Прикладная лингвистика», «Прикладная лингвистика и информационные технологии».

На заседании секции «Прикладная лингвистика» основное внимание было уделено нейролингвистическим аспектам лингводидактики, а именно мнемоническим приемам, способствующим запоминанию учебного материала на русском и английском языках, а также прикладным аспектам изучения паремиологического фонда русского и английского языков. Важно подчеркнуть, что рассматривалась проблема создания словаря фразеологизмов для глухих и слабослышащих детей.

Активно обсуждались вопросы ономастики (история фамилий, эргонимы города Казани) и лингвистического анализа текста. В прикладном аспекте были проанализированы заимствования, используемые в сфере индустрии красоты.

Заседание секции прошло в дружелюбной рабочей атмосфере, доклады активно обсуждались участниками конференции.

Три первых места экспертная комиссия отдала Галашиной Анне Сергеевне («Жизнь фразеологизмов в речи глухих и слабослышаших учащихся»), ученице 11 класса ГБОУ «Казанская школа-интернат им. Е.Г. Ласточкиной» г. Казани; Никитиной Дарье Дмитриевне («Мнемонические приемы при запоминании удвоенных согласных в русском и английском языках»), учащейся 9 класса МБОУ «Гимназия №122 имени Ж.А. Зайцевой» г. Казани; Макаровой Екатерине Евгеньевне («Трансформация фразеологизмов (и других устойчивых изречений) как яркая примета «карнавализации» современного языка»), ученице  11 класса МБОУ «СОШ №119» г. Казани.

На секции «Прикладная лингвистика и информационные технологии» тематика выступлений включила интернет-ресурсы, нейронные сети в обучении, этимологию, лексикографию, лингводидактические технологии и т.д.

Учащиеся продемонстрировали хорошее знание литературы вопроса, оригинальные технологии исследования материала, творческий подход в решении поставленных задач; они также принимали активное участие в обсуждении докладов.

Все доклады сопровождались презентациями. Работа секции проходила в деловой, доброжелательной обстановке.

Первое место заняла Елагина Анна Александровна («Иметь или не иметь: этимологическое гнездо индоевропейского корня *кti- в русском языке»), ученица 11 класса МБОУ «Лицей №83 – Центр образования» г. Казани.

Направление АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА включило заседания двух секций: «Жизнь слова в языке и речи» и «Актуальные вопросы культуры речи».

Тематика докладов первой секции была актуальной и очень широкой: затрагивались вопросы происхождения слов, их функционирования в современном русском языке и художественных текстах. Порадовал тот факт, что учащиеся читают и анализируют не только произведения в рамках школьной программы, но и современную литературу (например, роман Р. Сенчина «Зона затопления»), а также газеты («Камская новь»). Традиционно актуальными остаются вопросы употребления нашими современниками заимствованных слов, причем учащиеся обнаружили интересные факты омонимии (слово монитор раньше употреблялось в значении «военный корабль»). Большой интерес вызвали доклады об именах собственных в названиях продуктов питания, о происхождении фамилий.

В ходе дискуссии докладчикам было задано много вопросов, при ответе на них ребята продемонстрировали свою эрудированность, начитанность. В заключение, ученик Лицея №1 г. Чистополя Хасаншин Мурат, представивший доклад о названиях духовых музыкальных инструментов, сыграл мелодию на саксофоне.

Эксперты отметили высокий научный уровень докладов, заинтересованность и мотивированность школьников. Доклады отличались новизной подхода к материалу и практической значимостью.

Два первых места экспертная комиссия присудила Ахметзянову Айрату Ильнуровичу («Обращения в повести В. Аксенова «Коллеги» (коммуникативно-функциональный аспект)»), ученику 11 класса МБОУ «Лицей №116 имени Героя Советского Союза А.С. Умеркина» г. Казани; содокладчикам Хасаншину Азату Нафисовичу, Шайхуловой Регине Фаизовне («Монитор: от Жюля Верна до наших дней (семантика слова)»), ученикам 11 класса МБОУ «СОШ №4» г. Альметьевска РТ.

Тематика докладов секции «Актуальные вопросы культуры речи» затрагивала актуальные проблемы культуры устной и письменной речи. Участники   в своих выступлениях коснулись таких проблем, как сленг и его влияние на речь подростков; жаргонизмы и проблема борьбы с ними; употребление эвфемизмов; англицизмы в русском языке; нестандартная лексика школьников; культура речи молодежи; Интернет-общение и его отрицательное влияние на культуру речи школьников; нарушение норм употребления слов и т.д.  Доклады отличались новизной, практической значимостью. Все участники поделились итогами проведенного исследования и эксперимента: были представлены результаты опросов, анкетирований, тестирований и т.д.  В ходе дискуссии участники проявили заинтересованность, активную исследовательскую позицию, осведомленность, начитанность, умение задавать вопросы и на них отвечать.

Эксперты отметили высокий уровень докладов, что говорит не только о хорошей подготовке участников, но и о высоком профессионализме научных руководителей – учителей русского языка и литературы.

Победителями по результатам работы этой секции стали Обухова Елизавета Андреевна («Молодёжный сленг в свете актуальных проблем русского языка»), учащаяся 1 курса СПО, ГАПОУ «Зеленодольский механический колледж»; содокладчики Петунина Елизавета Андреевна, Семенова Анастасия Львовна, Столярова Евгения Михайловна («Влияние субстандартной лексики на современное поколение. Пути решения проблемы»), ученицы 10 класса МБОУ «Медведевская средняя общеобразовательная школа №2» Республики Марий Эл.

 

Источник информации: канд. филол. наук, доцент кафедры романо-германской филологии Варламова Елена Валерьевна