31 октября в Институте филологии и межкультурной коммуникации КФУ по традиции состоялась III Всероссийская конференция-конкурс учащихся имени Льва Толстого. В работе конференции участвовали школьники различных классов, учащиеся гимназий и колледжей. Состав ребят порадовал широкой географией – в работе секций Высшей школы русского языка и межкультурной коммуникации приняли участие молодые люди не только из города Казани и его близлежащих районов, таких как Балтасинский, Пестречинский , но и из других регионов и крупных городов России. Работа конференции началась с пленарного заседания, после чего участники, научные руководители и члены экспертных советов разошлись по секциям.
ВШРЯМК организовала работу в рамках направления: «Восток-Запад: диалог языков и культур». В ходе работы секции «Культурное и языковое взаимодействие Востока и Запада на современном этапе» были представлены как доклады страноведческого характера, так и работы, связанные с сопоставлением языков, а также с вопросами перевода и теории языка.
В современном мире в ситуации глобализации проблема взаимопонимания между народами становится всё более и более острой. Сегодня жизнь предъявляет высокие требования к жителям практически всех стран, и содержание докладов, представленных на обсуждение жюри, отражало одну из главных задач сегодняшнего общества – через лучшее понимание и сравнение особенностей научиться преодолевать трудности, возникающие при контактах, общении, а иногда и столкновении представителей разных культур, что обусловлено различием их исторического, политического и культурного развития. Все доклады вызвали значительный интерес аудитории, другие участники задавали докладчикам вопросы, уточняя различные детали и принимая активное участие в обсуждении.
Всего в секции данного направления было представлено 11 докладов. Устные выступления участников обладали логикой изложения, которые сопровождались мультимедийными презентациями. Доклады были представлены на русском и татарском, а языки исследования не ограничились только государственными языками РТ. Докладчики смело использовали сравнительно-сопоставительные анализы арабского, турецкого, немецкого, японского, корейского и английского языков, а также их диалектов. Стоит отметить убедительность рассуждений, эрудированность юных авторов при презентации своих научных работ, а также при ответах на вопросы и участии в дискуссиях. Не могли не порадовать членов жюри и красочные раздаточные материалы, и тематические поделки, и даже вживую исполненные композиции в рамках защиты проектов.
В конце мероприятия школьники, работы которых признаны лучшими, были награждены дипломами I, II, III степеней, которые дадут призерам возможность получения дополнительных баллов к результатам ЕГЭ при поступлении в КФУ. Дипломы I степени получили: учащаяся МАОУ Гимназия №11 г.Новосибирска Колотова Е.В. и учащаяся МБОУ Пестречинская СОШ №2 Сафина Э.А. Дипломами II степени награждены ученики МАОУ СОШ №30 г.Казани Григорьева К.А., Кескин Я.Х. и ученица МБОУ лицей № 149 г.Казани Габдуллазянова А.Р. Дипломы III степени получили ученица гимназии-интерната № 4 г.Казани Ахмадишина Н.М., учащиеся МБОУ Нурминской СОШ Балтасинского района РТ Багаутдинова Н.И., Камалова Г.А., Каримов Р. Р. и ученица Татарской гимназии №17 Гильманова Р,Р. Остальные ребята были отмечены сертификатами участников научно-практической конференции имени Льва Толстого.
При объявлении результатов члены жюри объяснили критерии, по которым оценивались работы и постарались словами поддержки мотивировать школьников на дальнейшее участие в такого уровня конференциях. Особо хочется отметить, что научные руководители не только сопровождали школьников, но и оказывали психологическую поддержку своим подопечным, помогая им настроиться на выступления и корректно презентовать свой материал; а в конце мероприятия также подбодрить и объяснить некоторые помарки и неточности в выступлениях.
В заключение ребята и их научные руководители с удовольствием фотографировались на фоне университетских аудиторий с членами жюри и другими школьниками и с благодарностью отметили высокий уровень организации конференции и положительные эмоции от участия в ней.
Материал предоставлен кафедрой контрастивной лингвистики (Фазлыева З.Х., Шейнина Д.П., Шелестова О.В.)