01 ноября 2019
Школьники обсудили актуальные вопросы русского языка

31 октября 2019 года в рамках III Всероссийской научной конференции-конкурса учащихся имени Льва Толстого состоялось заседание двух секций «Актуальные вопросы культуры речи» и «Жизнь слова в языке и речи».

В состав экспертных  комиссий  входили преподаватели кафедры русского языка и методики его преподавания: зав. кафедрой Юсупова З.Ф., д.филол.н., доцент Хайрутдинова Г.А., д. филол. н., профессор Ерофеева И.В., доцент, к.филол. н. Лукоянова, доцент, к.филол.н., Чупрякова О.А.,  к.пед.н., старший преподаватель Давлатова М.М.  

Тематика докладов секции «Актуальные вопросы культуры речи» затрагивала современные проблемы культуры устной и письменной речи. Участники в своих выступлениях затронули такие проблемы, как сленг и его влияние на речь подростков;  жаргонизмы и стоит ли с ними бороться; почему стоит употреблять эвфемизмы; почему становится всё больше англицизмов в русском языке и чем это объяснить; что нужно знать о нестандартной лексике школьникам; как повысить культуру речи молодежи; почему Интернет-общение отрицательно влияет на культуру речи школьников;  почему не только молодежь, но и взрослые тоже нарушают нормы употребления слов и т.д.  Доклады отличались новизной, актуальностью для современной молодежи, практической значимостью. Все участники поделились результатами проведенного исследования и эксперимента: были представлены  итоги опросов, анкетирований, тестирований и т.д. В ходе  дискуссии участники проявили заинтересованность, активную позицию, осведомленность, начитанность, умение задавать вопросы и на них отвечать.

Тематика докладов секции «Жизнь слова в языке и речи» была актуальной и очень широкой: затрагивались вопросы происхождения слов, их функционирования в современном русском языке и художественных текстах. Порадовал тот факт, что учащиеся читают и анализируют не только произведения в рамках школьной программы, но и современную литературу (например, роман Р.Сенчина «Зона затопления»), а также газеты («Камская новь»). Традиционно актуальными остаются вопросы употребления нашими современниками заимствованных слов, причем учащиеся обнаружили интересные факты омонимии (слово монитор раньше употреблялось в значении «военный корабль»). Большой интерес вызвали доклады об именах собственных в названиях продуктов питания, о происхождении фамилий. В ходе дискуссии докладчикам было задано много вопросов, при ответе на них ребята продемонстрировали свою эрудированность, начитанность. В заключение ученик лицея №1 г.Чистополя Хасаншин Мурат, представивший доклад о наименованиях духовых музыкальных инструментов, сыграл мелодию на саксофоне.

Эксперты  отметили высокий уровень докладов, что говорит не только о хорошей подготовке участников, но и о высоком профессионализме  руководителей докладов – учителей русского языка и литературы.  Участники получили ценнейший опыт, поскольку выступили в стенах Казанского федерального университета, услышали рекомендации от экспертов, как сделать свое исследование еще лучше.

Хочется выразить благодарность всем участникам и их руководителям за проявленный интерес к вопросам культуры речи и за желание что-то изменить в лучшую сторону.

 

Источник информации: зав. кафедрой Юсупова З.Ф., доцент Лукоянова Ю.К., старший преподаватель Давлатова М.М.