21 октября 2019
Курсы повышения квалификации для учителей русского языка из Саксонии-Ангальт (Германия)

С 5 по 11 октября 2019 года на базе Казанского международного лингвистического центра Института филологии и межкультурной коммуникации успешно прошли курсы повышения квалификации для учителей русского языка из Саксонии-Ангальт (Германия).

Целью данных курсов стало знакомство с реальностью российской жизни и с системой образования в Татарстане, изучение актуальных тенденций в русистике, литературе, страноведении России, методики преподавания русского языка как иностранного.

Насыщенная программа включала в себя занятия по русскому языку, а также разнообразные культурно-познавательные мероприятия.

Образовательная составляющая программы курсов повышения квалификации была разработана и реализована преподавателями кафедры русского языка как иностранного Высшей школы русского языка и межкультурной коммуникации имени И.А. Бодуэна де Куртенэ ИФМК: Штырлиной Е.Г., Бастриковым А.В., Колосовой Е.И., Салаховой А.Р., Косовой В.А., Казанцевой А.М. В течение недели обучающиеся посещали занятия по практике речи, грамматике, русской литературе, методике преподавания русского языка как иностранного.

Ежедневные занятия по практике речи (доц. Штырлина Е.Г., доц. Колосова Е.И., доц. Бастриков А.В.) проходили в традиционной и интерактивной формах. Обучение слушателей осуществлялось в контексте изучения языка и культуры; в качестве учебных материалов привлекались тексты современных российских средств массовой информации, фрагменты произведений художественной литературы, сведения о традициях и обычаях народов России, видеосюжеты тематического культуроведческого и лингвокультурологического характера.

Обсуждались актуальные вопросы: тенденции развития русского языка, интерактивные методы преподавания русского языка как иностранного, русское коммуникативное поведение в контексте национальной ментальности, особенности школьной системы образования и тенденции ее развития в различных странах мира (Россия, Германия, Канада, Япония, Финляндия и др.), образ российской молодежи в современном мире (ее самосознание и социокультурные ориентиры).

Особый интерес слушателей вызвала тема «Язык и гендер», которая прошла в рамках дискуссии по проблемам социальной идентификации человека в поликультурном и полиэтническом социуме: обсуждались вопросы о политкорректности в отношениях мужчин и женщин, механизме формирования и выбора гендерных ролей и социальных статусов, взаимодействия «мужского» и «женского» языков, внедрения гендерно-нейтрального языка как фактора гендерного равенства в языке.

Сценарии занятий и мастер-классов строились на применении в учебном процессе приемов развития критического мышления, принципов проблемного обучения; важным компонентом занятий были видеофрагменты интервью и кинофильмов (экранизаций классических и современных произведений литературы).

Прошедшие курсы повышения квалификации, по мнению слушателей и организаторов, оказались профессионально подготовленными, полезными, очень интересными и вдохновляющими.

Жаннетт Шроедер: «Языковые курсы очень помогли восстановить и расширить мои языковые навыки. Практические языковые упражнения на ваших уроках научили меня, что говорение нужно тренировать снова и снова. Уроки в университете были тематически очень интересными, ориентированными на практику, успешными. С новой мотивацией и множеством предложений для собственных уроков русского языка я поехала домой. Желательно развивать будущее коллегиальное сотрудничество с Казанским университетом. Я благодарю всех лекторов за их выдающуюся приверженность».

Источник информации: к.ф.н., доц. Штырлина Е.Г., к.ф.н., доц. Бастриков А.В.