24 сентября 2019
Как сделать так, чтобы ученик не боялся ошибаться и пробовать новое?

Кандидат педагогических наук Юлия Койнова-Цельнер поделилась с коллегами опытом и методами эффективной работы звена «Учитель-ученик»

Кандидат педагогических наук и научный сотрудник кафедры общей дидактики и эмпирического исследования урока Института педагогики педагогического факультета Дрезденского университета Юлия Койнова-Цельнер в самом начале своей беседы предложила участникам мастер-класса ответить на вопрос: «Почему я здесь?». Спикер отметила, что только искренний ответ самому себе способен повлечь за собой какие-то изменения, направленных на принятие новых знаний. Этот вопрос настраивает слушателей на получение информации, ради которой, по мнению лектора, и пришли на мастер-класс педагоги.

Юлия Васильевна построила занятие на групповой работе, используя различные задания. Сначала присутствующие самостоятельно подбирали ассоциации к понятию «бермудский треугольник», а после, уже в группе, участники выбирали самые применимые на уроке варианты. Это помогло не просто активизировать работу, но и позволило систематизировать полученную информацию.

Ролевая игра «Длину умножить на ширину», в которой было показано негативное отношение актера-педагога к неправильным ответам ученика, предоставила возможность гостям выделить две дидактики: «избегание ошибок» и «метод проб и ошибок». Оба варианта, по мнению спикера, имеют место быть в современном образовательном процессе. Однако момент того как ученик будет реагировать на собственные ошибки во многом зависит от такта учителя. «Обучая мы не осознаем, что знание может позабыться довольно быстро, а чувства и эмоции, вызванные преподавателем, останутся на всю жизнь. Школа перемен связана с тем, что необходимо развернуть взгляд на процесс обучения, ваш взгляд на урок: даете ли вы шанс ребенку понять или зацикливаетесь на оценках? Гораздо важнее, если дети будут вовлечены в процесс обучения», - подчеркнула Юлия Васильевна.

В завершении мастер-класса, прошедшего в рамках Х Международного фестиваля школьных учителей, спикер дала участникам своеобразное наставление: «Помните, что новые задачи растут, а новую задачу нельзя выполнить идеально сразу. Давайте возможность ошибаться и самостоятельно исправлять ошибку».

«Бермудский треугольник» для меня стал очень полезен со стороны ошибки и ошибочного мнения об учениках, а также о процессе обучения. Было интересно узнать об отношении самого модератора к неправильным ответам школьников, оказывается, что ошибаться – это не всегда плохо», - поделилась своими впечатлениями учитель английского языка «Многопрофильного лицея №186 - «Перспектива» Приволжского района города Казани Динара Смага.

Источник информации: Диана Григорьева, пресс-служба Елабужского института КФУ