19 сентября 2019
Парижский оттенок дискурсивных практик

Десант учёных ИСФНиМК высадился во Франции, чтобы рассказать о языковых и национальных традициях в российской дискурсологии.
 

Доцент кафедры общей и этнической социологии Л.Г. Егорова, доценты кафедры национальных и глобальных медиа Д.В. Туманов и Р.П. Баканов и ведущий инженер виртуальной научно-исследовательской лаборатории «РНФ-17-45-ВП», научный сотрудник отдела качественных исследований ЦПЭИ АН РТ В.О. Корунова получили официальное приглашение в Париж ещё в середине декабря прошлого года. Заявленная ими панель «Российская медиасреда постсоветского информационного пространства: дискурсивные практики» искренне заинтересовала организаторов Международного Конгресса, проходившего в этот раз в Париже с 11 по 14 сентября.

Université de Cergy-Pontoise, гостеприимно распахнувший для участников научного форума свои двери, – один из самых молодых и перспективных университетов Франции. Да и находится он неподалеку от одного из самых модернистских кварталов Парижа Дефанс. Появившись в 1991 году, сегодня университет располагается на 35 позиции в рамках международного рейтинга своей страны, ежегодно входя в топ ведущих вузов мира примерно на 700-й строке.

Третий Конгресс DNC3-ALED «Знание и сила в полицентричном мире. Дискурсы на пересечении языков, культур и пространств» собрал учёных из трёх десятков стран. Геополитическая палитра поражает: Европа – Франция, Великобритания, Россия, Греция, Германия, Бельгия, Италия, Испания, Австрия, Венгрия, Румыния, Польша, Сербия, Северная Осетия, Эстония, Швеция, Азия – Индия, Китай, Гонконг, Шри-Ланка, Иран, Израиль, Кувейт, Япония, Латинская Америка – Мексика, Чили, Аргентина, Колумбия, Венесуэла, Бразилия, Коста-Рика, Северная Америка – США, Канада...

Четыре дня с раннего утра и до позднего вечера на русском (16 докладов), английском (98 докладов), немецком (15 докладов), французском (102 доклада), испанском (64 доклада), португальском (49 докладов) языках обсуждались теоретические основы дискурса, формулировались новые подходы из разных научных областей и школ, представлялись результаты эмпирических исследований социальных явлений и анализировался критический потенциал изучения дискурса.

Приглашёнными спикерами Конгресса стали Патрик Шародо, профессор языковых наук в Université des Paris XIII, директор Центра анализа речи (CAD), основатель семиолингвистического анализа, размышлявший о популистской речи как признаке кризиса власти, и Вивиани ди Мелу Резенди, профессор кафедры лингвистики, португальского и классического языков Universidade de Brasília, исследующая дискурсы бедности, пенитенциарной системы, бездомных и представление их в средствах массовой информации, редактор латиноамериканского журнала исследований дискурса, рассказавшая о критических исследованиях дискурса деколониализации.

В аудиториях Université de Cergy-Pontoise разворачивались дискуссии о том, что такое популизм и кого считать популистом, о популистских режимах и ксенофобии, о дискурсе современных марксистских исследований, об этнографической дискурсологии, о научных блогах как новой сфере языковой деятельности, о векторе современного медиапространства «правда – ирония – постправда», о трансформации экранных коммуникаций, о дискурсах в сфере здоровья и многом другом.

Выступая на русскоязычной панели «Российская медиасреда постсоветского информационного пространства: дискурсивные практики», заявленной казанскими учёными, её участники говорили, прежде всего, о диалоге дискурсов в полицентричном мире.

Модератор панели Р.П. Баканов задал направление разговора докладом о дискурсивных практиках современной российской печати, отметив, что дискурсивные практики медийной критики остаются ещё terra incognita, тогда как именно они способны наладить конструктивный диалог между различными видами средств массовой информации, журналистами, их обслуживающими, широкой массовой аудиторией и властными структурами.

Продолжившая научный диспут о роли средств массовой информации в налаживании толерантных отношений в области этноконфессиональных отношений в полиэтническом регионе Л.Г. Егорова показала какие стратегии используют СМИ РТ в реализации дискурсивных практик и как властные структуры используют официальные региональные СМИ в качестве инструмента формирования коллективной идентичности, основанной на общегражданской солидарности и согласии.

В.О. Корунова рассказала о результатах исследования массмедийной риторики обнародования деталей конфликтного взаимодействия по экологическим вопросам, подчеркнув, что агенты массмедиа нарушают соотношение в количестве участвующих в конфликте сторон, в объёме и содержании предоставляемых ими аргументов и искажают их первоначальные намерения, разжигая деструктивное противостояние в обществе.

Д.В. Туманов поделился итогами изучения дискурсивных практик, сложившихся вокруг образа А.С. Пушкина в последние сто лет. По его наблюдениям конструирование имиджа поэта в массовом сознании привело к виртуализации образа, искажению исторических реалий и формированию постмодернистского медиадискурса в постсоветском пространстве.

Доктор наук информации и коммуникации Sorbonne Université В.А. Будучев поднял проблемы автономизации российского медийного пространства, отметив тесные дискурсивные связи между журналистами, обществом и государством на протяжении всей истории российской печати. По мнению учёного, дискурс об эмансипации медиа входит в противоречие с дискурсом о национальных традициях России, в соответствии с которыми медиа рассматриваются как институт, приносящий своей деятельностью пользу государству, обеспечивая информационное сопровождение государственных мер.

А профессор кафедры теории массовых коммуникаций Челябинского государственного университета М.В. Загидуллина посвятила своё выступление невербальному сдвигу в дискурсивных политических практиках, где изобразительный, аудиальный ряды и основанные на событиях представления политического процесса заменяют их собственное словесное воплощение. Медиавед полагает, что платформа социальных сетей, на которой политическая дискуссия происходит с участием лидеров политического процесса, создаёт условия возникновения невербального дискурса, материализованного в медиаэстетических формах.

В обсуждениях докладов приняли активное участие профессора Санкт-Петербургского государственного университета С.Г. Корконосенко и М.А. Бережная, а также старший научный сотрудник Удмуртского филиала ИФИП РАН Л.А. Сабурова.

На Генеральной ассамблее, прошедшей в рамках Конгресса, был избран Председатель Международной ассоциации по изучению дискурса «DiscourseNet». Им стал сорокашестилетний профессор дискурса, языков и прикладной лингвистики Открытого университета (Милтон Кейнс, Великобритания), исследователь дискурса в области лингвистики и социологии Йоханнес Ангермюллер, задавший ориентиры дальнейшего развития современной дискурсологии в пленарном докладе «На пути к глобальному пространству изучения дискурса». Это сообщество исследователей дискурсологии, широко понимаемой как области, изучающей социальные практики смыслового производства в условиях вербального и невербального общения, появившись в 2008 году, не только активно ведёт свои исследования на стыке языка, власти и общества, но и организует различные международные конгрессы с широкой, инклюзивной темой, тематически сфокусированные конференции и совместные мероприятия с другими группами или ассоциациями. Вот лишь некоторые их темы «Дискурсы культуры и культуры дискурса», «Дискурсология в социальных науках», «Критическое использование программного обеспечения для количественных, качественных и смешанных методов в дискурсивных исследованиях», «Современные дискурсы народничества и национализма».

Очередная конференция, организатором которой весной 2020 года станет «DiscourseNet», будет посвящена дискурсу и коммуникации как пропаганде и имеет уточнение: мультимодальные и цифровые формы активизма, убеждения и дезинформации.

Позаботились организаторы Конгресса и о культурной программе. Цистерианское аббатство Руайомон, основанное в 1228 году, осталось в исторической памяти как крупнейшее аббатство эпохи Средневековья. В 1791 году, после Великой французской революции, его здания частично разобрали на стройматериалы для постройки фабрики, чудом сохранились только сакристия и внутренний дворик. В начале XX века остатки аббатства были куплены богатым промышленником Жюлем-Эдуардом Гуэном, а в 1964 году Анри и Изабель Гуэн основали здесь первый во Франции частный культурный фонд и с 1978 года здесь расположился Культурный Центр, где проходят концерты, фестивали и творческие встречи. Об этом участники конгресса узнали во время экскурсии по закрытому для широкого доступа значимому памятнику истории и культуры Франции – аббатство Руайомон.



 



 




 




 

Источник информации: Лилия Егорова. Фото автора.