Магистранты-реставраторы КФУ прошли летнюю практику в Историко-культурном музее-заповеднике Удмуртской Республики «Иднакар».
«Иднакар» – единственный в Удмуртской Республике и на сопредельных территориях музей-заповедник, основной задачей которого является сохранение, музеефикация и представление древнего археологического комплекса. Городище Иднакар позиционируется как племенной центр предков современных удмуртов и одна из важных достопримечательностей всех финно-угорских народов. Миссия музея — сохранение и музеефикация уникального археологического памятника «Иднакар», его историко-культурного и природного ландшафта; представление музейными средствами средневековой финно-угорской культуры.
Сохранность археологических коллекций – проблема общемировая. Реставрация подобных памятников подразумевает определенный уровень профессиональной подготовки, занимает много времени и требует ощутимых финансовых вложений. Многие коллекции содержат массовый материал, не всегда нуждающийся в реставрации. И даже среди уникальных археологических находок только половина нуждается в отправке на длительную реставрацию, остальные можно привести в порядок во время полевых работ. Правильно оценить состояние сохранности археологического предмета может только подготовленный специалист-реставратор, и большинство музейных сотрудников не обладают необходимыми знаниями и навыками. Как результат – многие археологические находки, которые могли бы после реставрации украсить любую экспозицию, не попадают в руки реставратора.
Основной задачей, которая стояла перед студентами во время практики, как раз и было проведение мониторинга состояния сохранности и противоаварийная консервация археологических коллекций. В практике принимали участие 12 студентов очного и заочного отделений. Руководила практикой художник-реставратор высшей категории, преподаватель кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии, руководитель магистратуры «Реставрация историко-культурного наследия» Светлана Буршнева. Работы проводились с коллекциями предметов Поломской культуры, получившей распространение в 5–9 вв. в таёжной зоне Северо-Востока Европы, в бассейне верхнего и среднего течения р. Чепца, и с памятниками Чепецкой культуры конца 9 – 13 вв., известной в среднем течении р. Чепца.
Всего во время практики магистрантами было обработано более 500 предметов из железа, цветных металлов и кости. Предметы из железа в качестве противоаварийной обработки были укреплены с помощью профзаклеек, чтобы приостановить процесс их физического разрушения. В таком состоянии предметы способны дожидаться полноценной реставрационной обработки в течение нескольких лет. На предметах из цветных металлов и кости был проведен полный комплекс реставрационно-консервационных работ, т.к. эти процедуры не требуют больших временных затрат, а транспортировка предметов на реставрацию может пагубно сказаться на их сохранности. По окончании практики все результаты работы в виде сводной таблицы мониторинга и фотографий предметов до и после обработки были предоставлены музею.
Во время практики магистранты К(П)ФУ вместе с сотрудниками музея-заповедника приняли участие в работе учебно-реставрационного семинара «Хранение, исследование и реставрация музейных экспонатов», на котором студенты и сотрудники обменялись своими впечатлениями о проделанной работе. Вот некоторые из них.
Айдын Урбушев, Горно-Алтайск, магистрант первого года обучения: «Практика прошла крайне интересно. На базе музея-заповедника "Иднакар" нами были освоены навыки по мониторингу и сохранению историко-культурных памятников из различных материалов (железо, медные сплавы, кость и т.д.). Получив предметы, мы увидели перед собой изделия, покрытые почвенно-коррозионными наслоениями, утратами и деформациями, но после нескольких дней очистки, укрепления и консервации они будто ожили в руках и заиграли новыми красками. Это восхитительное чувство, когда свой первоначальный вид приобретают вещи старины, которые когда-то сошли с рук мастера, но в то же время не потеряли своего историзма, пропитанного постоянно сменяющимся временем. Экстраполируя полученные знания и опыт работы, в будущем будет возможность проводить консервационные и реставрационные мероприятия на многих других памятниках. Хотелось бы выразить огромную благодарность сотрудникам музея, в частности Александру Сергеевичу Демину, за предоставленную возможность обучения, а также руководителю направления магистратуры "Реставрация историко- культурного наследия" Светлане Георгиевне Буршневой за бесценный опыт реставрации!»
Екатерина Струкова, Севастополь, художник-реставратор первой категории, магистрант первого года обучения: «Новым в работе оказалось очень многое, начиная с таблицы мониторинга коллекций – с ней оказалось очень удобно работать. Необычной была сохранность предметов из медных сплавов (группа В). Методика работы с ними в корне отличается от методики работы с предметами группы А, что стало для меня очень ценным опытом. Удалось поработать с предметами из серебра, сохранность которого тоже отличается от сохранности предметов, которые мне доводилась реставрировать раньше. На протяжении всей практики радовала слаженная работа нашей группы. А в конце приятно удивило общее количество обработанных экспонатов. Хочется выразить искреннюю благодарность руководителю практики Светлане Георгиевне Буршневой, директору музея Иднакар Ольге Владимировне Арекеевой, заведующему отделом археологии Александру Сергеевичу Демину и всем сотрудникам музея за новые знания, опыт, радушный прием и незабываемые впечатления!»
Александр Демин, заведующий отделом археологии музея-заповедника «Иднакар»: «Практика студентов вылилась в четкую и слаженную, а главное плодотворную совместную работу. Археологическое наследие является не только общественным, но и государственным достоянием, а старания по сохранению – неотъемлемое условие для передачи его по наследству следующим поколениям. Студенты-магистранты Института международных отношений Казанского (Приволжского) Федерального Университета, проходившие практику под руководством Светланы Георгиевны Буршневой по профилю «Реставрация историко-культурного наследия», проявили высокий уровень подготовки по основам консервации и реставрации археологических предметов, работая с фондовым материалом нашего музея. Спасибо руководству университета и коллективу преподавателей за высококвалифицированную подготовку вдумчивых, талантливых и ярких студентов, заинтересованных в получении современного образования международного уровня. Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество и желаем Вам успехов, стабильности и процветания!»