09 сентября 2019
Ученые КФУ предложили модель экспертизы качества билингвальной образовательной среды раннего детства

В Институте психологии и образования разработана и апробирована организационная модель экспертизы качества билингвальной образовательной среды раннего детства, раскрывающая сущность языкового развития и обучения ребенка через выделение ее структурно-процессуальных характеристик.

Соавтор статьи, которая посвящена экспертизе билингвальной образовательной среды раннего детства,  уверена, что на современном этапе международной практики потребность в психологической экспертизе в сфере образования становится чрезвычайно востребована.


В журнале Psychological Science and Education (2019. Vol. 24, no. 2) опубликована статья «Билингвальное образование: модель экспертизы качества билингвальной образовательной среды раннего детства» / The Model of Measuring Quality of Bilingual Learning Environment in Early Childhood, авторами которой выступили профессор,  завкафедрой педагогической психологии Института психологии и образования КФУ Лариса Баянова  и доцент кафедры педагогической психологии ИПО КФУ Евгения Шишова.

Феномен билингвизма является центральным объектом внимания различных наук: психолингвистики, лингводидактики, психологии  - и опираются на возможность усвоения в раннем возрасте второго языка. Владение другими языками рассматривается не только как обретение преимущества с инструментальной точки зрения и дальнейшее благополучие ребенка, но и как его подлинное культурное и личное обогащение. Именно с этим связана тенденция раннего обучения языкам,пояснила соавтор статьи Евгения Шишова.– Сегодня увеличивается количество билингвальных, полилингвальных детских садов, и формирование раннего билингвизма с опорой национально-культурные традиции рассматривается как дальнейшее благополучие ребенка. Билингвальное развитие у детей оптимально начинается с трех и не позднее 8 лет, что обусловлено психологическими особенностями его общего развития.

Ученые считают раннее обучение второму языку в детских садах целесообразным, так как, по их мнению, дошкольный возраст — это период наиболее интенсивного развития и формирования базовых качеств личности, в этом возрасте закладываются основы когнитивного и коммуникативного развития детей.

– Дети с билингвальным дошкольным образованием являются более успешными в школе, так как способность формулировать содержание одной мысли на нескольких языках дает ребенку когнитивные преимущества. Однако на практике формирования билингвальной компетентности у детей дошкольного возраста часто встречается «полуязычие»:  мысль не может быть полноценно выражена ни на одном языке. В этом случае билингвизм тормозит не только развитие речи индивида на втором языке, но и затрудняет речепорождение на первом языке.

Выявленные противоречия указывают на необходимость разработки модели экспертизы как особой системы, отмечающей показатели речевого развития ребенка. Как подчеркивает педагог-психолог, задача обучения второму языку состоит в том, чтобы в первую очередь  не только говорить и писать на этом языке, а еще думать и формулировать свои мысли.

Целью нашего исследования являлось научно-теоретическое обоснование, разработка и эмпирическая апробация модели экспертизы образовательной среды, которая будет способствовать эффективному билингвальному образованию дошкольников. Эмпирические данные получены на базе восьми билингвальных дошкольных образовательных организаций в Республике Татарстан (3 ДОО — победители конкурса «Лучший билингвальный детский сад»), выборку составили 529 человек (25 воспитателей и 504 дошкольника), – рассказала об исследовании соавтор статьи.


В рамках апробации разработанной учеными КФУ модели экспертизы билингвальной образовательной среды раннего детства была проведена экспериментальная проверка ее эффективности. По результатам экспертного оценивания было установлено, что билингвальные детские сады создают психолого-педагогические условия для всестороннего, гармоничного развития поликультурной личности: большинство базовых показателей оказались в зоне благополучия.


Однако по результатам оценки качественных характеристик поликультурного и познавательно-деятельностного компонентов образовательной среды было выявлено, что в детсадах недостаточно возможностей для развития мыслительных и коммуникативных навыков на двух языках.

Например, в книжных уголках преобладают книги русских писателей, отсутствуют куклы в национальных костюмах, этнические элементы в оформлении помещений, иллюстративный материал, уголки принятия культурного многообразия и др., что подтверждает наличие незначительных элементов поликультурности и ограниченность развивающих возможностей образовательной среды. В процессе деятельности, стимулирующей общение, редко соблюдается баланс между слушанием и говорением. Педагоги редко говорят с детьми о логических взаимосвязях и стимулируют их размышлять на протяжении всего дня на двух языках.


Таким образом, резюмируют авторы разработанной модели, процесс формирования полноценного билингвизма, в целом, будет зависеть от состояния билингвальной образовательной среды и системы комплексной психолого-педагогической поддержки развития раннего билингвизма.

Очевидным фактом является проблема качества билингвального образования, связанная с подготовкой высококвалифицированных педагогов для этой системы, не только обладающих теоретическими знаниями, но и способных на практике решать задачи формирования двуязычия у детей, коммуникативной компетентности в условиях поликультурного образования.

Педагоги-психологи  КФУ подчеркнули,  что разработанная  модель имеет практическую значимость для повышения качества билингвального образования, одна из задач которого — развитие языковой личности ребенка.


Источник информации: Галина Хасанова