16 августа 2019
Психологи КФУ посоветовали, как свести к минимуму "синдром 1 сентября"

Начало учебного года — нервное событие, причем стресс предсказуем, ожидаем и, тем не менее, почти неизбежен. Эксперты Казанского федерального университета: доцент кафедры дошкольного и начального образования Сеимбика Бичурина  и доцент кафедры дефектологии и клинической психологии Института психологии и образования Алла Твардовская – уверены, что это стресс не только для ребенка – в неменьшей мере это потрясение для родителей.  

Оба «лагеря» переживают стресс, – пояснила Алла Александровна.  Причем родители, опираясь на свой собственный негативный школьный опыт в, а дети   из-за неизвестности того, что их ждет.

Американские психологи, специалисты медицинского университета Вашингтона Томас Холмс и Ричард Раэ, разработали перечень стрессовых ситуаций, связанных с жизненными переменами. Согласно их шкале, развод  оценивается в 73 балла, поступление или окончание учебного заведения — в  25 баллов. Поэтому так важно сделать период вхождения в новую среду мягче.

Стоит вспомнить, что период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.

Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным роля, пояснила Суембика Усмановна. Процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Наиболее важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе выступает его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции школьника.

По словам А.Твардовской, в первую очередь, говоря о помощи дошкольникам или первоклашкам, педагог может провести  знакомство с правилами школьной жизни, экскурсии, эмоциональное принятие каждого ребенка со своими вопросами. Но и родители не должны оставаться в стороне.

– Дома обязательно нужно контролировать время активности ребенка. К тому же из-за переживаний по поводу конфликтов с одноклассниками, страха из-за неумения высказать свою мысль, у ребенка могут возникнуть проблемы на физиологическом уровне: тошнота, рвота, головокружения. К этому надо отнестись домашним  тоже очень внимательно.

 

Не успел дошкольник сменить статус на школьника, как его уже пытаются записать во всем возможные кружки и секции. Однако, по мнению специалистов, торопиться с этим не стоит.

  Учеба в первом классе  разряженный учебный процесс – только со второго класса начинают задавать домашние задания,  ставить оценки. Поэтому с точки зрения родителей, первоклашки «лодырничают». Но все же лучше не торопиться с дополнительными видами образования – записаться на них можно с февраля или марта, когда ребенок полностью адаптируется к школе.

 

Доцент ИПО КФУ С.Бичурина  предлагает родителям в первые недели обучения первоклассника в школе помочь ребенку поверить в себя, в свои силы и возможности.

 - Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать. Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.

Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению.  Поощряйте ребенка не только за учебные успехи.

Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.

Никогда ни с кем не сравнивайте ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.

 

Бывает, что примерный школьник и послушный ребенок вдруг накануне 1 сентября заявляет, что не хочет идти в школу. Причин тому, по мнению экспертов КФУ,  может быть много.  

 –  Это и отсутствие сплоченного коллектива, и негармоничные отношения с одноклассниками, и конфликты с учителями или сверстниками, и отсутствие  друзей среди одноклассников. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте. Сидение без движения, особенно если в классе жесткий директивный учитель,  - пытка для них. Но и медлительным сложно привыкать к школьному ритму. Вот они и противятся наступлению школьной поры.

 

Дети за учебный год очень устают от шума и нагрузки, от того, что психологи называют «избыточным психоэмоциональным напряжением». По словам экспертов, возвращение в школу ассоциируется у детей и подростков с тем, что от него «все чего-то хотят».

Причиной нежелания идти в школу может стать и слишком авторитетный родитель - излишнее давление может сделать учеников нервными и не уверенными в своих силах.

Ожидания родителя об успехах намного завышены, чем реальные возможности ребенка, и школьник избегает  неприятных моментов, которые показывают, что он, по мнению родителей, неуспешен.

Некоторые дети будут невротизироваться и оценки станут для них самоцелью, но ведь мы же понимаем, что оценка не является действительной целью обучения. А другие могут наоборот, начать в той или иной степени игнорировать учебу, так как будут воспринимать высокую успеваемость как нечто крайне сложное или даже недостижимое для них, если они и правда  являются не отличниками. При этом второй вариант больше подходит к старшеклассникам, - пояснила психолог КФУ.

Кроме того, в сознании школьника могут надолго закрепиться ярлыки «неудачника», «глупого» или «неспособного» человека.

Резюмируя сказанное, стоит помнить, что школа – это зона ответственности ребёнка. Совершенно точно не надо сидеть с ним за уроками (если он, конечно, сам об этом не просит). Не надо ругаться из-за оценок, орать и требовать, чтобы он, наконец, взялся за ум. 11 лет школьной жизни  пролетят так быстро, что и моргнуть не успеете. А отношения с ребенком, который как раз и есть на всю жизнь, могут испортиться навсегда. ⠀

Источник информации: Галина Хасанова