06 августа 2019
Нужна ли школе проектная деятельность?

О требованиях к организации, разработке и реализации проектной деятельности в школе рассказала доцент университета имени Александра Герцена Марина Толетова

Современные подходы к изучению школьных дисциплин требуют вовлечения обучающихся в совместную работу над проектами и учебными исследованиями. О важности их разработки, отличиях проектов от исследований и возможных затруднениях их реализации рассуждала кандидат педагогических наук, доцент кафедры химического и экологического образования Российского государственного педагогического университета Александра Герцена (г. Санкт-Петербург) Марина Толетова.

Принципиально важным модератор считает вопрос о разграничении проектной и учебно-исследовательской деятельности: «Итогом проекта всегда должен становиться продукт». Именно с этого был начат мастер-класс: количество вопросов слушателей указали на то, что педагогическое сообщество, даже обладая определенными знаниями, не всегда может увидеть конечную цель этих двух методов.

Большая роль в создании проекта отдается учителю, так как именно педагогом разрабатываются четкие планы проводимых изысканий. На основе своего опыта Марина Константиновна отметила, что отдает предпочтение межпредметным проектам, а ее студенты активно сотрудничают с учениками старших классов, работая над созданием продукта.

Аудиторию особенно заинтересовало то, что же будет представлять собой конечный результат проекта. Им могут выступать атласы, газеты или брошюры, видеоролики, модели и макеты, сайты, методические рекомендации и публикации. Именно последним трем вариантам отдает предпочтение большинство слушателей.

Педагогическим коллективом Университета имени Герцена была разработана карта оценивания проектов учащихся. Модератор представила данную разработку на мастер-классе. Благодаря подобной карте оцениваются как актуальность работы, достижение поставленных целей, практическая значимость, так и степень владения материалом, наглядность представления результатов, коммуникативные умения школьника.

Лектором были продемонстрированы примеры проектной деятельности по химии, что дало аудитории реальное понимание того, какие этапы включает в себя такого рода метод работы.

Поиск темы – ключевое понятие научной деятельности. Было отмечено, что больший упор стоит делать на предметные результаты проводимых проектов, разрабатывать тему, опираясь на материал, включённый в Государственные Итоговые Аттестации школьников.

Особо остро встал вопрос и о профанации научных исследований, так как зачастую на конференциях школьниками демонстрируются не их личные достижения, а достижения педагогов.

Некоторые регионы страны начали внедрение проектного метода в качестве аттестационного, таким образом, каждый ребенок в конце учебного года представляет свой индивидуальный итоговый проект.

Проектная деятельность в совокупности – это деятельность внеурочная, поэтому педагогическая действительность должна претерпеть еще многие изменения для того, чтобы получить широкое распространение в школах, быть увлекательной и интересной для обучающихся.

Своими мыслями поделилась модератор мастер-класса Марина Толетова: «Проектной деятельностью можно заниматься в течение двух лет с 8 по 9 классы или с 10 по 11, чтобы полученные знания применить на промежуточной аттестации. Сражены уровнем организации вашего Фестиваля. Хочется преклониться и сказать спасибо!»

Источник информации: Анастасия Козлова, пресс-служба Елабужского института КФУ