06 августа 2019
Преподаватели кафедры физики посетили мастер-классы профессора института физики КФУ

6 августа состоялись два мастер-класса для учителей физики в рамках Х Международного фестиваля школьных учителей. Его посетили учителя школ не только нашей республики, но и города Чайковск Пермского края.

Проводил мастер-класс профессор кафедры физики Института физики КФУ, доктор физико-математических наук Александр Израилевич Фишман.

Первый мастер-класс «Метод исследования ключевых ситуаций - реализация учебно-исследовательской деятельности при изучении физики» был посвящен описанию и обоснованию новаторского метода, предложенного научным сотрудником Лаборатории дидактики физики Института содержания и методов обучения Российской академии образования Львом Генденштейном. В основу метода ключевых ситуаций положен деятельностный подход при обучении физике с акцентом на решение задач. Это составляет неотъемлемую часть полноценного изучения физики и судить о степени понимания физических законов можно по умению сознательно их применять для анализа конкретных физических явлений, то есть для решения задач. Несмотря на то, что метод был разработан еще в 70-е годы ХХ века, его использование стало актуальным именно сейчас, когда внимание учителей и учеников сконцентрировано на подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Выделение и описание ключевых учебных ситуаций в каждом предмете - первый шаг в построении тестов по этому предмету. Ключевые ситуации выделяются не в форме правил, вопросов или задач - это именно ситуации встречи ученика с новым, интересным, удивительным, загадочным идеальным объектом. Ключевые ситуации являются источниками большинства задач (в том числе задач ОГЭ и ЕГЭ). Сюжеты тысяч школьных заданий по физике группируются вокруг нескольких десятков ключевых ситуаций. Ключевая ситуация – это физическое явление, в котором наглядно проявляется небольшое число физических законов – при этом их легче обнаружить и осознать. Поэтому ключевые ситуации должны быть объектами исследования при обучении решению задач. В ходе занятия Александр Фишман раскрыл возможности реализации ключевых ситуаций, которые могут быть использованы при изучении практически всех разделов школьного курса физики.

Второй мастер-класс был посвящен мультимедийному учебнику Физика-10. В ходе занятия обсуждались концепция, состав и методика применения нового оригинального электронного учебника по физике для 10 класса. Мультимедийный интерактивный учебник «Физика-10» создан на основе УМК «Физика 10» Льва Генденштейна, Альбины Булатовой, Игоря Корнильева, Анжелики Кошкиной под редакцией Владимира Орлова для базового и углублённого уровней обучения физики, выпущенного издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний». Александр Фишман наглядно продемонстрировал особенности и достоинства данного мультимедийного интерактивного учебника: наличие большого числа видеозаписей демонстрационных опытов с комментариями, а также интерактивных анимационных моделей, значительно увеличивающих наглядность и доступность учебного материала; высокий уровень интерактивности, повышающий активность работы учащихся при изучении нового материала, выполнении упражнений и решении задач; развитие навыков самостоятельной работы учащихся при исследовании физических явлений.

Мастер-классы вызвали большой интерес у учителей, особенно когда они сами были вовлечены в совместное решение физических задач как на основе использования метода ключевых ситуаций, так и оригинальных текстовых и графических задач с переменными параметрами и видеозадач, включенных в содержание интерактивного мультимедийного учебника Физика-10.

Источник информации: Сабирова Файруза Мусовна, доцент кафедры физики Елабужского института КФУ