18 июня 2019
Профиль "История международных отношений": первый блин… совсем не комом

Вот и прошел первый год обучения по новому профилю – «История международных отношений». Он реализуется в рамках направления «История» кафедрой всеобщей истории Института международных отношений Казанского федерального университета. Мы решили, что самое интересное при подведении итогов – увидеть  этот год обучения глазами студентов, понять, что удалось, что не удалось, что нужно изменить в интересах следующего поколения историков международных отношений. Было проведено анонимное анкетирование студентов, целый год отучившихся по уникальной программе. Их развернутые ответы на шесть вопросов и стали основой для нашего обобщения. Ниже приводятся наиболее интересные суждения студентов.

Понятно, что нам были интересны и предварительные ожидания абитуриентов, и степень их реализации, и понимание специфики и уникальности данного профиля. Но самый главный вопрос – это вопрос о жизнеспособности программы, есть ли устойчивое намерение продолжить обучение самому, с одной стороны, и желание настоятельно рекомендовать другим поступать именно на этот профиль, с другой стороны.

Сразу отметим, что смысл ответов однозначен: все респонденты оценили учебу по данному профилю положительно, разочаровавшихся среди студентов нет, а тем абитуриентам, кто размышляет над выбором интересного профиля, рекомендация одна: идти на историю международных отношений. Кто-то лаконичен: «Рекомендую для поступления», «Очень рекомендую этот профиль и планирую продолжить обучение на нем», кто-то приводит аргументы для такого выбора: «Если Вы хотите связать свою будущую профессию с дипломатией или Вам просто интересно изучение внешней политики стран, то советую поступать на профиль истории международных отношений».

Более развернутую аргументацию мы получили при ответах на вопросы об ожиданиях от программы и  о реализации этих ожиданий (авторская стилистика респондентов сохранена): «Будучи абитуриентом я ожидала, что будет детальный разбор дипломатических тонкостей, политических взаимоотношений между правителями разного периода, нюансов внешней политики и стратегии. Да, мои ожидания реализовались...»; «От данного профиля ожидала углубленного изучения дипломатии, рассмотрения конкретных договоров и интересных преподавателей. Ожидания оправдались, несмотря на то, что мы относимся к первым историкам-международникам. Курс прошел достаточно насыщенно, мы получили новую информацию»; «В принципе ожидал от профиля то, что и получил в процессе учебы. Ожидания реализовались, круг специалистов хороший, каждый мастер своего дела, нет ничего лишнего и того, что не хватает. Пока что не к чему придраться»; «От профиля “История международных отношений” я ожидал, прежде всего, интересного контента, необычного преподавания, изучения различных договоров, некоторого “микса” политологии и истории. Ожидания мои оправдались».

Принципиально важным для нас был вопрос «Почувствовали ли Вы специфику данного профиля?», поскольку программа уникальна и очень хотелось, чтобы студенты это уловили. И они уловили: «Специфика профиля, на мой взгляд, заключается в рассмотрении исторического аспекта международных отношений»; «… в рамках этого профиля мы не просто это все разбирали, но пользовались и взаимодействовали с источниками, которые напрямую связаны с межгосударственными отношениями. Более того, мы изучали темы, которые помогли понять особенности различных эпох». Особенно радует, что студенты уловили главную «фишку» именно исторического подхода: умение досконально анализировать источники. Ведь для будущего дипломата важно умение видеть не только текст или контекст документа, но и прочитывать скрытый подтекст. Именно этому учит работа с источниками. В дальнейшем будет еще и специальный курс по анализу международной информации. И это совпадает с ожиданиями студентов: «Хотелось бы больше рассматривать источники по истории взаимодействия стран».

Отрадно, что предложения, направленные на улучшение программы отнюдь не единичны. Есть даже предложения по методике обучения: «Думается необходимо использовать в процессе обучения небольшие видеофрагменты для получения хорошего визуального представления об эпохе, для лучшего понимания источников». Это отражает не только осознанный выбор студентами перспективной траектории своего образования, но и уже сложившиеся аналитические навыки, столь необходимые будущему дипломату. Среди пожеланий есть и такое, как  сразу с первого курса начать изучение второго иностранного языка (сейчас он будет преподаваться со второго курса) и биографий известных дипломатов (тоже предусмотрено в будущем учебном году). В общем, как написано в одной из анкет: «Да, данный профиль очень интересный, его изучаешь все время с большим увлечением».

Итак, из проведенного опроса ясно, что профиль востребован студентами, находит хороший отклик, привлекает внимание, вызывает интерес. Пожелаем студентам отличной учебы, а, мы, преподаватели, в свою очередь, сделаем все возможное, чтобы процесс постижения истории международных отношений стал еще более увлекательным и полезным.

Источник информации: Эдуард Рунг, Евгений Чиглинцев