19 июня 2019
Где учиться на робототехника в России?

Уже 20 июня Высшая школа ИТИС КФУ открывает набор на новый профиль подготовки бакалавров «Интеллектуальная робототехника», единственное в России обучение, где будут готовить профессионалов мирового уровня по разработке софта для роботизированных систем. Как поступить, чему будут учить, а главное, куда потом пойти работать, отвечает руководитель программы, профессор Евгений Магид.

На сервисе «HeadHunter» найти работу, связанную с робототехникой сегодня нелегко, какой бы город вы не выбрали для поиска. Однако такая ситуация никак не связана с отсутствием вакансий на эти позиции. Проблема в нехватке подготовленных кадров, которая заставляет искать работодателей пока еще уникальных и штучных кандидатов через другие источники. Потребность компаний в таких сотрудниках велика, вот только знаний и компетенций хватает у единиц.

Высшая школа ИТИС была создана в 2011 году, чтобы выпускать на рынок разработчиков, готовых к работе уже с первых курсов, поэтому неслучайно, что такой профиль появился у нас.

Евгений, вы не только руководитель Лаборатории интеллектуальных робототехнических систем (ЛИРС) Высшей школы КФУ, но и стоите у истоков робототехнического образования в России. Расскажите о своем научном пути и как обстоят дела с робототехникой в России сегодня?

- Свою научную карьеру и знакомство с робототехникой я начал в 1996 году. Тогда я, обычный парень из Волгограда, поступил в Израильский технологический институт Технион, входящий в сотню лучших инженерных школ в мире. На словах кажется, что поступить было просто. На деле же мне пришлось много и упорно работать, чтобы достичь цели. В Израиле я получил степень бакалавра и магистра. Затем учился и работал в Цукубском университете (Япония), потом – в институте робототехники университета Карнеги Меллона (США). Чуть позже – в Бристольском университете (Великобритания). После этого я вернулся в Россию и вместе с коллегами запустил программу магистратуры по робототехнике в Иннополисе. С 2016 года я с частью моей команды перешел в КФУ, и сейчас мы работаем в Высшей школе ИТИС, а в 2017 году у нас запустилась первая в России магистерская программа «Интеллектуальная робототехника».

Если говорить о состоянии робототехники в России, тут пока все печально. На данный момент не хватает кадров в области робототехники. Как следствие, многие предприятия вынуждены затягивать с неизбежной роботизацией именно из-за отсутствия квалифицированных кадров на рынке труда. Например, есть завод одной очень крупной российской компании (не буду называть ее по имени), который закупил большое количество промышленных манипуляторов для переоборудования цехов, но не пользуется ими из-за отсутствия специалистов, которые могут запрограммировать роботов на выполнение необходимых задач. Роботы так и стоят на складе. Поэтому, когда мы ищем работу на том же «HeadHunter» в России, открытых вакансий робототехника намного меньше, чем вакансий программиста. Но специалисты, которые первыми займут такие вакансии, окажутся на вершине волны растущего тренда и возглавят рынок робототехники в России.

Вы говорите о программе бакалавриата по робототехнике в ИТИС, как о первой в России, но в стране есть вузы с таким направлением. В чем отличие программы ИТИС?

Да действительно, в других вузах тоже есть программы по робототехнике. Но эта сфера обширная и имеет множество разветвлений. Например, Дальневосточный федеральный университет – номер один в России по подводной робототехнике, а Бауманка традиционно сильная по военному направлению.

Если говорить о Татарстане, то у нас есть, например, Инженерный институт КФУ, который тоже готовит робототехников, но там уделяют основное внимание механике, мехатронике, материаловедению и другим дисциплинам, которые должны научить студентов конструировать роботов и роботизированные производственные линии.

Наша программа затрагивает механику и конструирование только вскользь, давая студентам базовые знания, чтобы они имели общее представление о решении подобных задач. А основной акцент делается именно на разработку алгоритмов и программного обеспечения. То есть можно сконструировать робота самостоятельно или приобрести готового, но именно наши студенты и выпускники смогут «вдохнуть жизнь» собственным программным обеспечением. Один и тот же механический робот может выполнять совершенно разные задачи, но для них потребуется разработать специфические алгоритмы и программное обеспечение.

В России есть хорошие робототехнические вузы и программы обучения, но у нас, пожалуй, первая программа, которая собрала в себе лучшие мировые методики и обширный зарубежный опыт в плане обучения и в плане подхода к процессу наставничества и общения со студентами.

- О каких особенностях идет речь?

Я постоянно изучаю опыт зарубежных коллег, чтобы сделать процесс обучения эффективным и результативным для каждого сотрудника и студента. Мы начинаем с того, что все студенты выполняют прикладные проекты по робототехнике под руководством экспертов. Задачи этих проектов рождаются из побочных веток наших различных международных и российских научно-исследовательских проектов или же подкидываются нашими компаниями-партнерами в качестве «пилотных проектов».

Наши студенты и преподаватели участвуют в совместных научно-исследовательских проектах с зарубежными вузами (Израиль, Япония, Китай, Индия и др.), в международных конференциях, выставках, хакатонах, школах, а также стажируются за рубежом (дважды студенты-робототехники обучались по обмену в Китае, а в сентябре несколько студентов отправятся на стажировки от 1 до 6 месяцев в Италию и Японию).

Мы также много времени уделяем коммуникациям со студентами: у нас проходят еженедельные встречи с научным руководителем, регулярная обратная связь с помощью опросов, общение с преподавателями в мессенджере в режиме 7х24.

Мы не оставляем наших ребят с их проблемами, и готовы помогать им в любых сложностях, связанных с учебой, на всех этапах.

Мы также практикуем возможность трудоустройства на частичную занятость для студентов с отличной успеваемостью. На сегодня в ЛИРС работают 2 аспиранта и 3 студента магистратуры, двое из которых начали работать у нас еще во время своей учебы на последнем курсе бакалавриата.

- Почему программа бакалавриата открывается именно сейчас и для чего она нужна?

Промышленность и наукоемкие компании требуют большого количества подготовленных специалистов. Программа бакалавриата помогает подготовить специалистов с широким охватом области робототехники, которые затем, при необходимости, смогут сделать акцент на какой-то конкретной тематике (своей магистерской дипломной работы) и изучить ее «в глубину».

Два года назад мы запустили магистерскую программу по интеллектуальной робототехнике. В июне состоится наш первый выпуск, эта программа была признана успешной, а многие выпускники не только пополнят кадровый состав лабораторий нашей кафедры, но и продолжат обучение в аспирантуре. Мы решили не останавливаться на достигнутом, и начать подготовку специалистов с более раннего этапа - было принято решение открыть новый профиль «Интеллектуальная робототехника» в бакалавриате, в рамках которого молодые люди смогут приобрести ключевые для современного программиста-робототехника навыки и компетенции, соответствующие международным стандартам. Затем в наших планах через 3-4 года пойти дальше и подготовить образовательные программы для колледжей и старших классов школ.

Бакалавриат по робототехнике - это способ развить профессиональные навыки, возможность заниматься интересными задачами, сделать себя конкурентоспособным и востребованным на мировом рынке труда и, что немаловажно, зарабатывать хорошие деньги.

- Какие предметы и языки программирования будут изучать студенты?

Они пройдут все обязательные дисциплины программы «Программная Инженерия». Дополнительно профиль включает 25 предметов по интеллектуальной робототехнике, из которых часть является обязательными, а часть – вариативными предметами, когда студент может выбрать один из нескольких предметов по собственному желанию в качестве вектора своего развития как робототехника.

В обязательные дисциплины и предметы по выбору, которые мы настоятельно рекомендуем, входят: программирование на C++; введение в робототехнику; технический и научный инструментарий робототехника; робототехническая операционная система; основы моделирования робототехнических систем; коммуникация для робототехников; техническое зрение; промышленные роботы и манипуляторы; мобильная робототехника; прикладные аспекты машинного обучения для робототехники; прикладные технологии в разработке робототехнических систем; перспективы развития робототехнических систем.

К вариативным дисциплинам относятся мехатроника; робоэтика; физика и математика для робототехника; социальная робототехника; разработка приложений для робототехнической операционной системы; основы конструирования робототехнических систем; системы управления промышленных роботов. Также имеется ряд вариативных дисциплин, которые позволяют получить более глубокие, но узконаправленные знания в рамках дополнительных глав к основным дисциплинам.

Студентам также рекомендуется усиленно изучать английский язык, так как все современные материалы по робототехнике написаны на нем.

Что выпускник вашей программы будет уметь и кем может устроиться работать?

Наши выпускники будут разбираться в теории робототехники и иметь большой практический опыт работы как с симуляторами, так и с реальными роботами. Они получат навыки программирования промышленных и мобильных роботов, разработки алгоритмов управления роботизированными системами, работы с датчиками, встроенными системами и системами технического зрения и др.

Важное преимущество нашей программы заключается в том, что выпускник одновременно овладевает двумя специальностями. Программист (в рамках дисциплин по «Программной Инженерии») и разработчик программного обеспечения для роботов (в рамках дисциплин по Интеллектуальной Робототехнике). Программа бакалавриата по «Программной Инженерии» включает такие специализации как разработчик сложных программных систем на Java, .Net, Python, Net, Ruby; проектный менеджер; тестировщик ПО; специалист в области системы управления данных и др. А «Программист робототехнических систем» будет обладать навыками разработки ПО для роботов и симуляторов, проектирования архитектуры и тестирования таких систем.

По окончанию учебы перед выпускниками открываются двери не только татарстанских компаний (например, «Эйдос», «ARDN», «Вектор», «Татнефть», «Камаз» и другие), но и таких крупных компаний, как «Газпром», «Сбербанк», «РЖД», «Калашников», «Ростех», которые активно создают лаборатории и конструкторские бюро для роботизации собственного бизнеса и российской экономики в целом.

Многие наши выпускники предпочитают после окончания бакалавриата продолжить обучение в магистратуре – так, почти все выпускники лаборатории ЛИРС прошлых лет успешно поступили в магистратуры ведущих российских вузов, включая магистратуру ИТИС по робототехнике.

Вообще, не стоит думать, что специалисты по робототехнике могут работать только в узких областях. Сегодня подобные разработчики требуются в производстве (индустрия), медицине, космосе, МЧС, сервисной робототехнике.

- Над какими проектами студенты смогут работать?

Проекты студентов привязаны к конкретным роботам и задачам ЛИРС. Например, кто-то из студентов работает с человекоподобным роботом AR-601 российской компании «Андроидная техника» или корейским роботом Darwin, с гусеничным роботом «Инженер» нижегородской компании «Сервосила» или роботом-автомобилем Аврора Юниор, разработанным в Рязани. Мы сотрудничаем с производственным объединением «Зарница», «Геоскан», «МЕДЕКО», КБ «Аврора» и другими российскими компаниями. Ведутся переговоры о сотрудничестве еще с десятком компаний, включая зарубежные.

Что нужно знать абитуриенту, есть какие-то минимальные требования?

Большим плюсом для поступающего будут хорошая успеваемость в школе по информатике и математике, базовые навыки программирования, а также начальный уровень английского языка. И желание его постоянно совершенствовать. Начиная со второго курса бакалавриата, студентам потребуется читать научную литературу на английском и воспринимать информацию на слух.

Хорошие знания физики на школьном уровне будут полезным, но не являются обязательными для поступления и дальнейшей учебы. Достижения в области ИТ также будут преимуществом. Но в любом случае, мы принимаем абитуриентов на основаниях суммы ЕГЭ, никакого дополнительного экзамена или портфолио для поступления не требуется.

 

Контакты для связи с сотрудниками ЛИРС

tt@it.kfu.ru

+7 (843) 221-34-33 (доб. 22)

vk.com/lirs_kfu

Актуальная информация о приеме в Высшую школу ИТИС КФУ

kpfu.ru/itis

vk.com/itis_kfu

Ближайшие дни открытых дверей в ИТИС:

— 22 июня в 12.00 встреча для абитуриентов в магистратуру по интеллектуальной робототехники по адресу: Кремлевская, 35, ауд. 1310-1311.

Регистрация на встречу: itiskfu.timepad.ru/event/996626

— 28 июня 2019 в 15.30 – по адресу: Кремлевская, 35, ауд. 1310-1311. Встреча для абитуриентов в бакалавриат ИТИС

—19 июля 2019 в 15.30 – по адресу: Кремлевская, 35, ауд. 1310-1311. Встреча для абитуриентов в бакалавриат ИТИС

Ждем вас в ИТИС!

Источник информации: Высшая школа ИТИС