11 июня 2019
ЕГЭ vs ОГЭ

Май и июнь – самая жаркая пора для учащихся, особенно для тех, кто заканчивает 9 или 11 класс, ведь именно они сдают государственные экзамены. На одном из занятий по программе повышения квалификации по основам тестологии преподаватели ЦРК UNIVERSUM+ ИМО обсуждали вопросы и обменивались опытом по различным аспектам, касающимся общего и различий в отношении ЕГЭ и ОГЭ по английскому языку.

Многие преподаватели уже не первый год занимаются подготовкой к экзаменам ОГЭ и ЕГЭ; у некоторых есть в том числе опыт по подготовке к TOEFL и IELTS – а ведь и ЕГЭ, и ОГЭ построены по той же модели:  происходит проверка тестируемого по всем видам речевой деятельности.

В отношении вопросов подготовки к ОГЭ, одной из самых больших сложностей преподаватели называют тот факт, что, к сожалению – в отличие от ЕГЭ – сдавать иностранный язык в 9 классе выбирают не только те, кто увлечен иностранным языком и знает его. Бывает и так, что сдавать экзамен по английскому языку девятиклассники выбирают от противного – те, кто считает, что он не знает других предметов, и думает, что язык будет проще сдать, чем какой-либо другой предмет. Это ужасная ошибка и очень осложняет процесс подготовки к экзамену.

А вот к какому экзамену легче готовить учеников: к ОГЭ или ЕГЭ? На взгляд наших преподавателей, к ЕГЭ учеников готовить легче, так как, как правило, это люди, выбравшие язык, как специальность или ее составляющую. Они мотивированы и трудятся для достижения своей цели. Кроме того, они уже сдавали иностранный язык на ОГЭ в 9 классе и имеют отличное понимание того, что их ждет. Тем не менее, одним из самых актуальных во все времена советов для школьников был и остается совет начинать работу заблаговременно, чтобы иметь возможность и достаточно времени на подготовку специфических заданий, которых не было в ОГЭ.

Что же отличает наполнение экзамена ОГЭ от ЕГЭ? В ЕГЭ – по сравнением с ОГЭ – в каждом разделе прибавляется по одному заданию, или они заменяются одно на другое. Например, в аудировании первое задание сразу уже начинается с соответствия говорящего и высказывания. Второе – на верное и неверное утверждение. Здесь сложным моментом является отличить неверное утверждение от того, что не прозвучало. Это требует специальной подготовки и разъяснений.

В разделе «Чтение» первое задание на подбор заголовков такое же, как в ОГЭ. Но второе задание – вставить пропущенную часть в предложение, вызывает обычно большие сомнения. Для того, чтобы правильно справиться с этим заданием, нужно научить детей вариантам структур придаточных предложений, помимо того, чтобы просто понять смысл. Также, последнее задание – выбор правильного ответа из 4 – не такое простое. Это задание на детальное понимание текста и знание синонимов, чтобы уметь правильно ответить на задание. Последний пункт в этом задании направлен на правильное понимание идеи всего текста и вывода по нему. Для этого нужно учить детей рассуждать по тексту и делать выводы о том, что хотел сказать автор и какой точки зрения придерживается.

В разделе языкового материала тоже есть различия в ОГЭ и ЕГЭ. Во-первых, меняется состав грамматических явлений, проверяемых в первом задании. Во вторых, в лексической части используются более сложные слова на словообразование, что требует дополнительной работы по изучению лексических цепочек, в этом разделе также появляется третье задание. Оно направлено на выявление владения фразовыми глаголами, сочетаниями глагола с предлогами, знания синонимов и идеоматических выражений. Это задание самое сложное, так как материала по данным темам не так много в современных учебных пособиях и придется привлекать дополнительные ресурсы для подготовки к этому типу заданий.

В разделе «Письмо» тоже появляется новое задание по написанию эссе. В отличие от письма на экзамене в 9 классе, здесь нужно не только знание структуры, но и умение сформулировать свою точку зрения, давать аргументы в ее поддержку, рассмотреть противоположную точку зрения, а также дать на нее контраргумент. Это задание очень непростое. С лету его не напишешь, даже имея хороший уровень языка. Проблема заключается в том, что в эру малочитающих детей им вообще сложно найти аргументы за и против

Более того, нужно знание большого количества слов и их синонимов для красивого оформления речи, что тоже не так просто – ученик должен обладать широким словарным запасом для успешного написания эссе. Это потребует времени на подготовку. Чтобы помочь ребятам безболезненно научиться этому виду письма, необходимо начинать подготовку с 7 класса. Начинать следует со знакомства со структурой, выражениями логической связи и разным типам эссе, что в конечном итоге позволяет к 11 классу успешно овладеть данным типом навыков.

А вот устная же часть ЕГЭ, по мнению большинства преподавателей, проще для сдачи, чем на ОГЭ. Она состоит из 4 частей. Первое задание также на чтение. Остальные задания отличаются, но они более шаблонны, поэтому к ним легче подготовиться. Второе задание на постановку прямых вопросов, что обычно не составляет сложности, и ему просто обучить. 3 и 4 задания построены на высказывания по картинкам – описать и сравнить. Для их выполнения существуют определенные шаблоны, выучив которые с этим заданием не будет сложности справиться. Главное, натренироваться укладываться во временные рамки.

В целом, если начать работу заранее, то подготовиться к сдаче экзамена не будет мучительным и сложным процессом!

Центр английского языка  ЦРК  UNIVERSUM+ ИМО приглашает всех желающих на обучение по программе «Подготовка к ЕГЭ по английскому языку»; курс рассчитан  на год в очном или дистанционном варианте (занятия с преподавателем online).Регистрация на программу.

 

Источник информации: Оксана Праченко, руководитель Центра английского языка Центра развития компетенций