Мы довольно часто в своей речи используем слова: «профессионализм», «профессионал». Если рассмотреть это слово через этимологическую призму, то «profess» английского происхождения, которое переводится как «открыто признавать». То есть профессионал – человек, который определяется наличием результатов.
О том, как стать профессионалом на выбранной трудовой стезе - в разговоре со старшим преподавателем Юридического факультета, кандидатом наук, руководителем направления магистратуры, победительнице университетского корпоративного конкурса «Женщина года. Мужчина года: женский взгляд» Ларисой Сергеевной Кирилловой.
Из характеристики:
Лариса Кириллова – прекрасный преподаватель, любящий науку, свою профессию, студентов. К преподаванию относится творчески, в совершенстве использует методологические и технологические подходы.. Лариса Сергеевна – образец работника, обладающая всеми качествами профессионала, как в преподавании, так и в административной деятельности.
Золотая медалистка в школе, красный диплом Юрфака КФУ – Вы перфекционистка?
- Я не перфекционистка, просто очень требовательно отношусь к своей деятельности, стараюсь добросовестно выполнять свою работу, и результат должен, прежде всего, порадовать меня саму. По всей видимости, у меня высокие стандарты, и мне нужно, чтобы я сама была довольна своей работой. Многие, возможно, думают, что я стремлюсь к идеалу, совершенству. Нет такой цели. Золотая медаль, красный диплом – все это следствие моей учебы. Мне просто нравится процесс постижения нового.
В своем портфолио Вы написали, что с 5 класса знали, какую профессию выбрать. Что так повлияло на выбор или это семейные предпосылки?
- Скажу сразу - это несемейная профессия, я первый юрист в семье. Не могу ответить, что именно повлияло на мой выбор. Просто есть вещи, о которых знаешь, что должно быть так, а не иначе. Это и стало стимулом к выбору профессии. Да, училась я на отлично, и могла бы попробовать себя в разных сферах. Но у меня не было сомнения в выборе – только на юрфак!
Но ведь ваше решение было принято в 5 классе?
- В этом возрасте уже появляются первые мысли о профессии.
А каким юристом вы хотели стать? Ведь юридическая специфика разнообразна – адвокатура, уголовное, гражданское, конституционное право и др.
- Думала стать адвокатом..
А получилось – что Вы по проторили себе другую дорожку
- Да, сама не ожидала, что буду преподавателем. Пошла по этому направлению сначала несколько неосознанно, неожиданно для самой себя. Потом увлеклась, и мне очень понравилось. В студенческие годы принимала активное участие в научных конференциях, меня заметили, поддержали.
В итоге получилось то, что получилось. Но, в чем-то я фаталист, иду в те двери, которые для меня открываются. Вижу – есть возможность, значит, это судьба.
А ваша деятельность в кадровой службе КФУ? Не сыграла свою роль?
- Нет, трудовым правом я увлеклась на втором курсе и ни разу этому направлению не изменяла.
А вы сейчас сходу можете прокомментировать какую-то проблему в трудовых отношениях?
- В трудовом праве всегда много проблем, ведь это одна из важнейших отраслей. Но я преподаю не только трудовое право, но и право социального обеспечения.
Социального обеспечения?
- Говоря простыми словами, право социального обеспечения регулирует вопросы социальной поддержки наиболее уязвимых групп населения: пенсионеров, малоимущих, безработных. Это очень сложная отрасль, комплексная. Постоянно меняется. Актуально сейчас - безработные, предпенсионеры. Всегда говорю своим студентам, возможно, что вы в своей деятельности не столкнетесь с уголовным правом, процессуальными отраслями, но с трудовым и правом социального обеспечения, – обязательно, в первую очередь, как граждане. К сожалению, часто эти отрасли отводят второй план. Но именно они затрагивают в целом все наше общество.
Актуальность трудового права и социального обеспечения трудно оспорить
- Как правило, о трудовом праве вспоминают тогда, когда возникает конфликт между работодателем и работником. Пока нет конфликта – все хорошо. Работник получает зарплату, работодатель доволен его работой. Но, когда возникает стадия конфликта, обе стороны сразу вспоминают о нормах трудового права. И, как часто бывает, вспоминают поздно.
С правом человека на социальное обеспечение - то же самое. Пока человек работает, он не думает о будущем, будет у него пенсия, какая. Сейчас пошел большой поток вопросов по пенсионному возрасту. Граждане стали вспоминать, что у них где-то есть неучтенный период. Начинают браться за голову.
В чем миссия трудового права?
- Часто слышу, что трудового права нет, что оно не работает, а в будущем оно вообще исчезнет. Но, эти люди, которые говорят, что трудовое право не работает, стабильно, два раза в месяц получают зарплату, отдыхают в праздничные дни, планируют отпуск. И в этих мелочах проявляется право, но об этом не задумываются, поэтому миссия трудового права – внести стабильность и ясность во взаимоотношениях работодателя и работника.
То есть показать сферу вашей свободы, где вы сами определяете свое поведение, и где границы, за которые выйти не можете. И работодатель, и работники будут четко знать, на что они имеют право, а что они делать не могут.
Какие качества важны для юридической деятельности?
- Стандартный набор: справедливость, честность, добросовестность. Я бы еще дополнила - умение оценивать свои действия на будущее, предвидеть риски, принимать решения и продумывать вариации возможных негативных последствий. То есть прогнозируемость действий. Конечно, нужен аналитический ум и комплексный взгляд на вещи. Надо смотреть не только со стороны «орла», но и «решки». Также важен эмоциональный интеллект.
Можно научиться беспристрастности?
- Я бы сказала, что здесь более уместно слово «объективность». Есть одно мерило – это закон.
Вы, несмотря на молодость, имеете уже приличный трудовой стаж. Скажите, а на что вы советуете будущим юристам больше обращать внимание?
- Работник будущего – это мультиработник. Он должен выполнить любое поручение руководства. Иметь Hard skills (твердые навыки), то есть ключевые профессиональные навыки, и Soft skills (мягкие навыки), связанные с коммуникациями, взаимодействием, иными словами, личные качества. Главное – умение работать. Этот навык должен студентами приобретаться уже сейчас. Дают задания – выполняйте, видите какой-нибудь проект - подключайтесь! Конференция – участвуйте! Просят помочь с организацией – не отказывайтесь! Да, вы не получите оценки, записи в зачетке, но вы получите опыт. А это копилка в будущее.
А что приносит удовольствие в работе?
- В преподавательской - основное удовольствие, когда со всех сторон по коридору звучит «Здравствуйте, здравствуйте». Видишь выпускника – расспрашиваешь, как у него дела, чем занимается. Основное удовольствие, когда постоянно ты находишься в процессе общения. Приобретение новых друзей, многие студенты становятся моими друзьями. По части магистратуры - новые задачи, которые интересно решать. Иногда над задачей приходится подумать.
Вы человек быстрых реакций?
- Я быстро принимаю решение. Но оно должно вылежаться. Классика: «Утро вечера мудренее».
Желаете ли продолжить ученую карьеру?
- Да. Я слишком много сил вложила в кандидатскую диссертацию, чтобы бросать теперь это направление.
Какие креативные приемы Вы применяете в работе со студенческой аудиторией?
- Внедряю в учебный процесс игры, такие как рассмотрение споров в суде, консультации у ведущих юристов, проводим с коллегами конкурсы стихов и видеороликов на тему трудового права. Вышло уже два сборника, внедряю различные интеллектуальные игры. К примеру, разработанный квест по трудовому праву, в котором есть логические задачи.
Личностное развитие важно? На что важно сделать акцент?
- Нужно постоянно развиваться в своей отрасли. Читать монографии, научные труды. Надо находить время на обновление знаний как преподавателя.
Сейчас активно развиваются дистанционные формы обучения. Ваше отношение?
- Смотря, какую часть учебного процесса мы заменяем дистантом. Лекцию прослушать дистанционно, в принципе можно, где лектор вещает, аудитория записывает. Другое дело, когда превалирует интерактивный формат, тогда лучше и эффективнее очный формат, чтобы можно было почувствовать энергетику преподавателя.
Я даже рабочие вопросы не люблю решать по телефону. Безусловно, плюс дистанта в том, что можно задания отправлять студентам, можно прослушать лекцию именитого иностранного лектора. Минус дистанта в том, что надо еще уметь себя заставить сесть за компьютер и включить задание.
Чтобы заставить себя учиться самостоятельно, должен быть четкий уровень самоконтроля. Еще, в вузе большую роль играет личность преподавателя, его манера преподавания, речь, его воспитательную роль никто не отменял. Личность надо видеть и чувствовать, ведь преподаватель в какой-то степени пример для студентов.
Как управляете своим рабочим временем?
- Я не веду органайзеров и ежедневников, все стараюсь держать в голове. Не привыкла работать с планингами. Если вспомнить Конфуция «Найди себе работу по душе и тебе не придется работать ни дня», то я и не работаю. Интересное дело – все свое время могу посвятить. Хотя внутренний таймер есть.
Ваш пример человека, на которого хотите быть похожим – Ваша мама. Можно поподробнее?
- Она пример трудоспособности, умения полностью отдавать себя работе. Умение бескорыстно отдавать, не жертвовать, нет, а делать все во благо, ее дружелюбие, коммуникабельность. Она всегда открыта для других.
Мама для Вас друг или больше мама?
- Больше мама, а друг – моя сестра, лучший друг.
Часто Вас путают со студенткой?
- Да, раньше частенько не давали на вахте ключи, требовали: «Покажите пропуск». Теперь звучит как комплимент.
Давайте помечтаем. Какой себя видите лет через 20- 25?
- Я так далеко не загадываю.
Вы считаете себя счастливым человеком? Или что еще нужно для счастья Ларисе Сергеевне?
- Я счастливый человек. Думаю что все что, мне нужно у меня есть. Нет оснований считать себя несчастливой. Главное - здоровье родителей, благополучие родных. Счастье в том, когда не у тебя все хорошо, а когда у тех, кто тебе дорог, все хорошо.
О чем мечтаете?
Мечтаю организовать и провести крупное образовательное мероприятие для студентов – форум или школу. Пригласить известных спикеров. И обязательно включить в программу тренинги или мастер-классы для развития надпрофессиональных компетенций.
А какой вопрос я не задала, но на который Вы бы хотели ответить?
- Я бы спросила, кому я благодарна. С Вашего позволения, отвечу. В первую очередь я благодарна своей семье за их доверие и поддержку. Во-вторых, своему учителю и теперь уже коллеге, старшему преподавателю Бикееву Асхату Ахатовичу, который помог мне начать мой преподавательский путь и помогает сейчас мудрыми советами. Хочу выразить слова благодарности своему заведующему кафедрой Сафину Завдату Файзрахмановичу за то, что поверил в меня. Ну и, конечно же, руководству факультета, декану Бакулиной Лилии Талгатовне за открытое отношение к моим инициативам и предложениям.