23 мая 2019
Лариса Кириллова: "Мне нравится процесс постижения нового"

Мы довольно часто в своей речи используем слова: «профессионализм», «профессионал». Если рассмотреть это слово через этимологическую призму, то  «profess»  английского происхождения, которое переводится как  «открыто признавать». То есть профессионал – человек,  который определяется наличием результатов.

О том, как стать профессионалом на выбранной трудовой стезе - в разговоре со старшим преподавателем Юридического факультета, кандидатом наук, руководителем направления магистратуры, победительнице университетского корпоративного конкурса «Женщина года. Мужчина года: женский взгляд» Ларисой Сергеевной Кирилловой.

Из характеристики:

Лариса Кириллова – прекрасный преподаватель, любящий науку, свою профессию, студентов. К  преподаванию относится творчески, в совершенстве  использует методологические и технологические подходы.. Лариса Сергеевна – образец работника, обладающая всеми качествами профессионала,  как в преподавании, так и в административной деятельности.

Золотая медалистка в школе, красный диплом Юрфака КФУ – Вы перфекционистка?

- Я не перфекционистка, просто очень требовательно отношусь к своей деятельности,  стараюсь добросовестно выполнять свою работу, и результат должен, прежде всего, порадовать меня саму. По всей видимости, у меня высокие стандарты,  и мне нужно, чтобы я сама была довольна своей работой. Многие, возможно, думают, что я стремлюсь к идеалу, совершенству.  Нет такой цели. Золотая медаль, красный диплом – все это следствие моей учебы. Мне просто нравится  процесс  постижения нового.

В своем портфолио Вы написали, что с 5 класса знали, какую профессию выбрать. Что  так повлияло  на выбор или это семейные предпосылки?

- Скажу сразу - это несемейная профессия, я первый юрист в семье.  Не могу ответить, что именно повлияло на мой выбор.  Просто есть вещи, о которых знаешь, что должно быть так, а не иначе. Это и стало стимулом к выбору профессии. Да, училась я на отлично, и могла бы попробовать себя в разных сферах. Но у  меня не было сомнения в выборе – только на юрфак!

Но ведь ваше решение было принято в 5 классе?

- В этом возрасте уже появляются первые мысли о профессии.

А каким юристом вы хотели стать? Ведь юридическая специфика разнообразна – адвокатура, уголовное, гражданское, конституционное  право и др.

- Думала стать адвокатом..

А получилось – что Вы по проторили себе другую дорожку

- Да,   сама не ожидала, что буду преподавателем. Пошла по этому направлению сначала несколько неосознанно,  неожиданно для самой себя. Потом увлеклась,  и  мне очень понравилось. В студенческие годы  принимала  активное участие в научных конференциях,  меня заметили, поддержали.

В итоге получилось то, что получилось. Но,  в чем-то я фаталист, иду в те двери, которые для меня открываются. Вижу – есть возможность, значит, это судьба.

А ваша деятельность в кадровой службе КФУ? Не сыграла  свою роль?

- Нет, трудовым правом я увлеклась на втором курсе и ни разу этому направлению не изменяла.

А вы сейчас сходу можете прокомментировать какую-то проблему в трудовых отношениях?

- В трудовом праве всегда много проблем, ведь это одна из важнейших отраслей. Но я преподаю не только трудовое право, но и право социального обеспечения.

Социального обеспечения?

- Говоря простыми словами, право социального обеспечения регулирует вопросы социальной поддержки наиболее уязвимых групп населения: пенсионеров, малоимущих, безработных. Это очень сложная отрасль, комплексная. Постоянно меняется. Актуально сейчас - безработные, предпенсионеры.  Всегда говорю своим студентам, возможно, что вы в своей деятельности не столкнетесь с уголовным правом, процессуальными отраслями, но с трудовым и правом социального обеспечения,  – обязательно, в первую очередь, как граждане. К сожалению, часто  эти отрасли отводят второй план. Но именно они затрагивают в целом все наше общество.

Актуальность трудового права и социального обеспечения трудно оспорить

- Как правило, о трудовом праве  вспоминают тогда, когда возникает конфликт между работодателем и  работником. Пока нет конфликта – все хорошо. Работник получает зарплату, работодатель доволен  его работой. Но,  когда возникает стадия конфликта, обе стороны сразу вспоминают о нормах трудового права. И, как  часто бывает, вспоминают поздно.

С правом человека на социальное обеспечение - то же самое. Пока человек работает, он не думает о будущем, будет у него пенсия, какая. Сейчас пошел большой поток вопросов по пенсионному возрасту. Граждане стали вспоминать, что у них где-то есть неучтенный период. Начинают браться за голову.

В чем миссия трудового права?

- Часто слышу,  что трудового права нет, что оно не работает,  а в будущем оно вообще исчезнет. Но, эти люди, которые говорят, что трудовое право не работает, стабильно, два раза в месяц получают зарплату, отдыхают в праздничные дни, планируют отпуск. И в этих мелочах проявляется право, но об этом не задумываются, поэтому миссия трудового права – внести стабильность и ясность во взаимоотношениях работодателя и работника.

То есть показать сферу вашей свободы, где вы  сами определяете свое поведение, и где границы, за которые выйти не можете. И работодатель,  и работники будут четко знать, на что они имеют право, а что они делать не могут.

Какие качества важны для юридической деятельности?

- Стандартный набор: справедливость, честность, добросовестность. Я бы еще дополнила - умение оценивать свои действия на будущее, предвидеть риски, принимать решения и продумывать  вариации  возможных негативных последствий. То есть прогнозируемость действий. Конечно,  нужен аналитический ум и  комплексный взгляд на вещи. Надо смотреть  не только со стороны «орла», но и  «решки». Также важен эмоциональный интеллект.

Можно научиться беспристрастности?

- Я бы сказала, что здесь более уместно слово «объективность». Есть одно мерило – это закон.

Вы, несмотря на молодость, имеете уже приличный трудовой стаж. Скажите, а на что вы советуете будущим юристам больше обращать внимание?

- Работник будущего – это мультиработник. Он должен выполнить любое поручение руководства. Иметь  Hard skills  (твердые навыки), то есть ключевые профессиональные навыки, и  Soft skills (мягкие навыки),  связанные с коммуникациями, взаимодействием, иными словами, личные качества. Главное – умение работать.  Этот навык должен студентами приобретаться уже сейчас. Дают задания – выполняйте, видите какой-нибудь проект -  подключайтесь! Конференция – участвуйте! Просят помочь с организацией – не отказывайтесь! Да, вы не получите оценки, записи в зачетке, но вы получите опыт. А это копилка в будущее.

А что приносит удовольствие в работе?

- В преподавательской -   основное удовольствие, когда  со всех сторон по коридору звучит «Здравствуйте, здравствуйте».  Видишь выпускника – расспрашиваешь,  как у него дела, чем занимается. Основное удовольствие, когда  постоянно ты находишься в процессе общения. Приобретение  новых друзей, многие студенты становятся моими друзьями. По части магистратуры -  новые задачи, которые интересно решать. Иногда над задачей приходится подумать.

Вы человек быстрых реакций?

- Я быстро принимаю решение. Но оно должно вылежаться. Классика: «Утро вечера мудренее».

Желаете ли продолжить ученую карьеру?

- Да.  Я слишком много сил вложила в кандидатскую диссертацию, чтобы бросать теперь это направление.

Какие креативные приемы Вы применяете в работе со студенческой аудиторией?

- Внедряю в учебный процесс игры, такие как рассмотрение споров в суде, консультации у ведущих юристов, проводим с коллегами  конкурсы стихов и видеороликов на тему трудового права. Вышло уже два сборника, внедряю различные  интеллектуальные игры. К примеру, разработанный квест по трудовому праву, в котором есть логические задачи.

Личностное развитие важно? На что важно сделать акцент?

- Нужно постоянно развиваться в своей отрасли. Читать монографии, научные труды. Надо находить время на обновление знаний как преподавателя.

Сейчас активно развиваются дистанционные формы обучения. Ваше отношение?

- Смотря, какую часть учебного процесса мы заменяем дистантом. Лекцию прослушать дистанционно, в принципе можно, где лектор вещает, аудитория записывает. Другое дело, когда  превалирует интерактивный формат, тогда лучше и эффективнее очный формат, чтобы можно было почувствовать энергетику преподавателя.

 Я даже рабочие вопросы не люблю решать по телефону. Безусловно, плюс дистанта в том, что можно задания отправлять студентам, можно прослушать лекцию именитого иностранного лектора. Минус дистанта в том, что надо еще уметь себя заставить сесть за компьютер и включить задание.

 Чтобы заставить себя учиться самостоятельно, должен быть четкий уровень самоконтроля. Еще, в вузе большую роль играет личность преподавателя, его манера преподавания, речь, его воспитательную роль никто не отменял.  Личность надо видеть и чувствовать, ведь преподаватель в какой-то степени  пример для студентов.

Как управляете  своим рабочим временем?

- Я не веду органайзеров и ежедневников, все стараюсь держать в голове. Не привыкла работать с планингами. Если вспомнить Конфуция «Найди себе работу по душе и тебе не придется работать ни дня», то я и не работаю. Интересное дело – все свое время могу посвятить. Хотя внутренний таймер есть.

Ваш пример человека, на которого  хотите быть похожим – Ваша мама. Можно поподробнее?

-  Она пример трудоспособности, умения полностью отдавать себя работе. Умение бескорыстно отдавать, не жертвовать, нет, а делать  все во благо, ее  дружелюбие, коммуникабельность. Она всегда открыта для других.

Мама для Вас друг или больше мама?

- Больше мама, а друг – моя сестра, лучший друг.

Часто Вас путают  со студенткой?

- Да, раньше частенько не давали на вахте  ключи,  требовали: «Покажите пропуск». Теперь  звучит как комплимент.

Давайте помечтаем. Какой себя видите лет через 20- 25?

- Я так далеко не загадываю.

Вы считаете себя счастливым человеком? Или что еще нужно для счастья Ларисе Сергеевне?

- Я счастливый человек. Думаю что все что, мне  нужно у меня  есть. Нет оснований считать себя несчастливой. Главное - здоровье родителей, благополучие родных. Счастье в том, когда не у тебя все хорошо, а когда у тех, кто тебе дорог,  все хорошо.

 О чем мечтаете?

Мечтаю организовать и провести крупное образовательное мероприятие для студентов – форум или школу. Пригласить известных спикеров. И обязательно включить в программу тренинги или мастер-классы для развития надпрофессиональных компетенций.

А какой вопрос я не задала, но на который Вы бы хотели ответить?

- Я бы спросила, кому я благодарна. С Вашего позволения, отвечу. В первую очередь я благодарна своей семье за их доверие и поддержку. Во-вторых, своему учителю и теперь уже коллеге, старшему преподавателю Бикееву Асхату Ахатовичу, который помог мне начать мой преподавательский путь и помогает сейчас мудрыми советами. Хочу выразить слова благодарности своему заведующему кафедрой Сафину Завдату Файзрахмановичу за то, что поверил в меня. Ну и, конечно же, руководству факультета, декану Бакулиной Лилии Талгатовне за открытое отношение к моим инициативам и предложениям.

 

Источник информации: Светлана Сагитова; Лига женщин университета