16 апреля 2019
Сравниваем три системы тестирования: ЕГЭ, IELTS и TOEFL

С целью улучшения качества подготовки к стандартизированным экзаменам Центр развития компетенций UNIVERSUM+ ИМО организовал программу повышения квалификации для вузовских преподавателей «Тестология как инструмент оценки качества обучения по иностранным языкам».

Своим опытом о наиболее сложных аспектах в подготовке к сдаче IELTS и TOEFL поделилась кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков для социально-гуманитарного направления Нина Павловна Соболева. Слушатели программы ознакомились с системой и критериями оценивания обоих международных тестов, посмотрели на работу экзаменаторов, признав сложность и важность их работы: от их профессионализма зависит не только оценка экзаменационной работы, но и в каком-то смысле дальнейшая судьба экзаменуемого. Особенно активной дискуссия была в отношении критериев оценивания различных аспектов речевой деятельности. Нина Павловна подробно рассказала об особенностях ЕГЭ, IELTS и TOEFL в сравнительном аспекте. Особенностью выступления было то, что было проведено подробное сравнение трех систем тестирования. Слушатели курсов проанализировали типовые задания, ознакомились с критериями оценки результатов тестирования, базовыми стратегиями и методическими рекомендациями по выполнению заданий письменной и устной части. Кроме того, были предложены методы повышения словарного запаса и расширения кругозора обучающихся с помощью современных технологий и принципа «Edutainment».

В настоящее время во всех российских школах изучается британский вариант английского языка. ЕГЭ проверяет уровень сформированности коммуникативной компетенции выпускников. Начиная с 2003 года, единый государственный экзамен проводился в качестве эксперимента, а с 2009 года он стал единой формой государственной аттестации абитуриентов. Сейчас, чтобы поступить в вуз, все чаще нужно сдавать ЕГЭ по английскому. Разделы экзамена построены так, что его могут выполнять ученики с разным уровнем подготовки – базовым, повышенным и высоким. Последний уровень рассчитан на выпускников школ с углубленным изучением языка, которые планируют поступить в специализированные вузы.  

Но сейчас выпускники школ имеют возможность учиться зарубежных вузах. То же самое можно сказать и о выпускниках вузов, которые после получения высшего образования мечтают продолжить учебу в другой стране. Экзамены IELTS (International English Language Testing System) и TOEFL (Test of English as a Foreign Language) являются международной системой тестирования по английскому языку. Они позволяют определить уровень и навыки владения английским у людей, для которых английский язык не является родным. Все иностранцы, желающие поступить в тот или иной вуз таких стран, как Великобритания и Австралия, должны подтвердить достаточный уровень владения английским для того, чтобы полноценно обучаться в университете. Результаты IELTS принимаются в большинстве британских, австралийских и новозеландских университетов. Экзамен IELTS представлен в двух вариантах – Академический модуль, необходимый поступающим в университеты, и Общий модуль для средних общеобразовательных или профессиональных учебных заведений.

В настоящий момент существует более 20 международных экзаменов, которые направлены на оценку уровня владения иностранным (английским) языком. Проблема тестирования как способа оценки языковых компетенций представляется особенно актуальной, поскольку наблюдается стабильный рост интереса к получению сертификата международного образца. Успешная сдача одного из наиболее востребованных тестов может гарантировать поступление в престижный зарубежный вуз, приглашение на прохождение стажировки за границей, а также получение хорошей вакантной должности. Для абитуриентов российских вузов ключевым фактором, обеспечивающим поступление в выбранное учебное заведение, является высокий балл, полученный после сдачи ЕГЭ.

Согласно экспертному мнению, ЕГЭ по английскому языку имеет значительные сходства с экзаменами TOEFL и IELTS. Эти международные системы позволяют довольно точно определить языковой уровень тестируемого. Прохождение теста на соискание одного из сертификатов помогает абитуриентам поступить в вуз, устроиться на работу, переехать жить в англоязычную страну. Кроме того, опыт сдачи международного тестирования позволяет повысить квалификацию преподавателей английского языка. Таким образом, сдача экзамена международного уровня будет полезна всем заинтересованным лицам, настроенным на повышение и оценку своих языковых навыков.

Разработкой международных экзаменов занимаются соответствующие организации. Система тестирования IELTS была разработана в коллаборации с экзаменационной службой UCLES, Британским Советом и Международной программой развития австралийских университетов и колледжей. Каждая часть экзамена (их четыре) оценивается в 9 баллов. Экзамен учитывает цели, для которых тестируемый сдает экзамен. Данный сертификат действителен два года и признается в высших учебных заведениях Австралии, Великобритании и Новой Зеландии, а также в некоторых университетах США.

TOEFL – тест по английскому как иностранному, который был разработан американской Службой тестирования. Сертификат позволяет поступить практически во всех колледжи и вузы Канады и Америки. Тест используют международные организации, правительственные структуры, сертификационные организации с целью оценить уровень языковых компетенций соискателя. В настоящий момент пользуется популярностью компьютерная версия теста TOEFL iBT. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за прохождение четырех частей экзамена, – 120.

Помимо вышеназванных стран, сертификаты TOEFL / IELTS позволяют поступить в практически любой вуз мира, однако необходимо заранее уточнить критерии отбора на сайте организации, а также минимальные требования, которым должен соответствовать поступающий.

Слушатели программы очень активно принимали участие во всех вопросах занятия, задавали различные вопросы и в конце дали высокую оценку данному занятию в виде отзывов:

Наталья Маклакова, доцент кафедры иностранных языков для социально-гуманитарного направления ВШИЯиП ИМО:

«Мы прослушали интересные лекции Соболевой Нины Павловны о том, как соотносятся между собой экзамены по английскому языку (ЕГЭ, IELTS и TOEFL), их общие характеристики и особенности. Кроме того, нам рассказали о структуре этих экзаменов и о методике подготовки к ним. В ходе лекции рассматривались ключевые моменты устной и письменной части, критерии оценивания выполнения заданий. Лекции содержательно насыщены, структурно продуманы и отличаются практической направленностью, что особенно ценно».

Гульнара Валиева, ст. преподаватель кафедры иностранных языков для физико-математического направления и информационных технологий ВШИЯиП ИМО::

«Несомненно, никто не проконсультирует вас лучше о нюансах международного экзамена, чем человек, который сдал его на высокие баллы и в данный момент ведёт курсы по подготовке. Нам посчастливилось поприсутствовать на семинаре, где Соболева Нина Павловна поделилась своим опытом. Более того, были представлены таблицы сравнения экзаменов ЕГЭ, IELTS, TOEFL, где наглядно можно было увидеть сходства и различия всех разделов экзаменов. Все слушатели ознакомились не только с видами заданий всех аспектов, но и со стратегиями их выполнения. Нина Павловна любезно поделилась полезными ресурсами и литературой, которые выступят, безусловно, отличными помощниками в подготовке к IELTS и еще более глубокому погружению в нюансы данного экзамена».

Наталья Сигал,  доцент кафедры иностранных языков для естественно-научного направления ВШИЯиП ИМО:

«Лекционно-практическое занятие, проведенное доцентом Соболевой Ниной Павловной в рамках программы повышения квалификации, отличалось глубиной сравнительно-сопоставительного анализа отечественной (ЕГЭ) и зарубежной систем языкового оценивания (TOIFL, ILTES). Уже с первых минут занятия слушателям была предоставлена возможность получить четкое представление о ключевых характеристиках данных экзаменов, их дифференциации, аналогах, снять некоторые существующие стереотипы. В рамках мини-погружения в прохождение тестирования слушатели смогли наметить векторы свой профессиональной деятельности в области языкового оценивания. Особенно ценным было то, что Нина Павловна поделилась личным опытом сдачи зарубежных экзаменов, охарактеризовав круг специфических вопросов, ответив на вопросы слушателей, а также, порекомендовав основную литературу для подготовки к сдаче экзаменов. Таким образом, можно сказать, что атмосфера продуктивной профессиональной дискуссии способствовала не только повышению профессиональной компетенции преподавателей, но и обмену опытом". 

Альбина Заболотская, ст. преподаватель кафедры иностранных языков для естественно-научного направления ВШИЯиП ИМО::

«Студенты достаточно часто задают вопросы, касающиеся подготовки и сдачи экзаменов международного уровня, тестирующих знание английского языка как иностранного. Прежде всего, их интересуют IELTS и TOEFL как наиболее распространенные виды тестирования. В связи с этим модуль, представленный доцентом кафедры иностранных языков для социально-гуманитарного направления Соболевой Ниной Павловной, оказался для меня особенно информативным. Нина Павловна четко и последовательно раскрыла цели, задачи, особенности содержания ЕГЭ, IELTS и TOEFL, указав на существующие сходства и различия между этими форматами тестирования. Предложенные преподавателем варианты типовых заданий наглядно представили содержательную часть разделов данных экзаменов. Имеющийся личный опыт сдачи IELTS и TOEFL позволил Нине Павловне остановиться на тех сложностях, которые могут возникнуть в процессе непосредственного тестирования. Хоч тся поблагодарить Нину Павловну за содержательное занятие.Отдельная благодарность организаторам курсов за создание такой необходимой для вузовских преподавателей программы повышения квалификации".

Альфия Баранова,  доцент кафедры иностранных языков для физико-математического направления и информационных технологий ВШИЯиП ИМО:

«Мы посетили очень информативный, занимательный и – самое главное – полезный мастер-класс о различиях в концепциях таких экзаменов, как ЕГЭ, IELTS и TOEFL. Всегда интересно узнавать из уст опытных лиц о специфике их сдачи. Были детально проанализированы все этапы: аудирование, чтение, письмо, устная речь. Нам рассказали о «подводных камнях», которые могут быть, и о возможностях их преодоления. Также полезными были предложенные ресурсы и учебные пособия / учебники, которые будут способствовать развитию компетенций для успешной сдачи экзаменов».

Алсу Хакимзянова, преподаватель Центра английского языка ЦРК UNIVERSUM+:

«Основой семинара являлось наглядное и детальное сопоставление всех аспектов международных экзаменов и итогового аттестационного школьного экзамена ЕГЭ, системы оценивания и особенностей каждого из них. Нина Павловна поделилась личным опытом прохождения данных экзаменов и подготовки студентов к их сдаче. Слушатели получили возможность освежить и систематизировать уже имеющиеся знания и получить много новой полезной информации. В рамках семинара мы смогли потренироваться в выполнении заданий раздела «Аудирование», прослушать образец интервью раздела «Speaking». В конце лекции Нина Павловна дала рекомендации по подбору литературы и использованию онлайн ресурсов для подготовки к сдаче международных экзаменов IELTsи TOELF.

Хотелось бы отметить логичность, практическую направленность и полноту раскрытия материала. С удовольствием приму участие в подобных семинарах в дальнейшем».

 

Источник информации: Оксана Праченко, Центр развития компетенций UNIVERSUM + ИМО, Центр английского языка