15 апреля 2019
Слушатели серебряного возраста Учебного центра социально ориентированных программ ЦРК UNIVERSUM+ ИМО ознакомились с уникальным явлением искусства

История татарской рукописной книги насчитывает не одну сотню лет.

На  уникальной лекции кандидата искусствоведения, доцента кафедры всемирного культурного наследия ИМО КФУ Фирдаус Гумаровны Вагаповой, посвященной этой интереснейшей теме, побывали слушатели Университета третьего возраста ЦРК UNIVERSUMИнститута международных отношений.

Как отметила лектор: «Художественный облик татарской рукописной и печатной книги представляет синтез восточных, собственно татарских и русских традиций книжного искусства. На формирование традиций оформления татарской рукописной и печатной книги оказали влияние объективные исторические условия».

Фирдаус Гумаровна обратила внимание слушателей на то, что  идеология суфизма оказала сильное влияние на формирование облика татарской рукописной книги. Ведь в ее  оформлении  вплоть до середины XIX в. отсутствовали изобразительные элементы!

«Татарские каллиграфы вынуждены были использовать доступные средства для придания книге эстетически законченной формы. Начало XIX века ознаменовалось колоссальными  переменами в духовной составляющей общества, что  привело к новаторству и в искусстве, в том числе в оформлении книги, которая стала  красочней, эстетически более привлекательной», - отметила лектор.- А в начале XIX века в Казани открылась первая типография,  и город становится центром татарского книгопечатания в России. На начальном этапе печатная татарская книга  была идентична рукописной, что проявилось в конструкции книги и в ее оформлении».

Слушатели ознакомились с презентацией Фирдаус Вагаповой, где наглядно был представлен диапазон иллюстративных печатных элементов, заимствованных из русского типографского искусства (буквицы, иллюстрации, фотографии),

В рисунке типографских наборных орнаментов и иллюстраций прослеживается влияние стиля модерн, характеризующего русское искусство рубежа XIX-XX веков, а также творчества русских иллюстраторов детской книги круга «мирискусников», в частности И. Я. Билибина.  Вместе с тем,  к началу  XX века татарский компонент еще сохраняется в структуре оформления печатной книги.

Презентация позволила проиллюстрировать  уникальные произведения рукописного книжного искусства, созданные известными татарскими каллиграфами Ш. Тагировым и А. Махмудовым. Также  слушатели могли ознакомиться  с рисунками  к первым иллюстрированным печатным книгам  на татарском языке, которые были  изданы в типографиях Казани.

 

Источник информации: Учебный центр социально-ориентированных программ КФУ ЦРК Universum+