08 апреля 2019
Перспективные направления в развитии общего и дополнительного музыкального образования

5 апреля 2019 завершилось обучение по программам повышения квалификации учителей предметной области «Музыка», реализуемым кафедрой татаристики и культуроведения

В период с 18 марта по 05 апреля 2019 г. на базе Института филологии и межкультурной коммуникации состоялись курсы повышения квалификации для учителей предметной области «Музыка» по двум программам: «Современные образовательные методы и технологии преподавания музыкального искусства в рамках реализации ФГОС» и «Совершенствование профессиональных компетенций преподавателей музыкальных дисциплин учреждений дополнительного образования детей».

Возможность реализации программ была предоставлена Министерством образования и науки РТ по результатам конкурсного отбора программ дополнительного профессионального образования, проведенного в ноябре 2018 г.

Слушателями программ, реализуемых на базе кафедры татаристики и культуроведения Института филологии и межкультурной коммуникации, стали педагогические работники учреждений общего и дополнительного образования Республики Татарстан предметной области «Искусство»: гг. Казань, Нижнекамск, Набережные Челны, Зеленодольск; Бавлинского, Кайбицкого, Актанышского районов.

Образовательный процесс был организован в форме заочного (дистанционного) и очного обучения в виде поточных лекций и специальных курсов для слушателей каждой программы.

Стажировка слушателей была организована на нескольких площадках:

- в МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа № 13» Вахитовского р-на г. Казани, директор С.Н. Овчинников, состоялись открытые уроки на темы «Музыкальные инструменты», «Симфонический оркестр», круглый стол «Актуальные проблемы общего музыкального образования в условиях внедрения ФГОС» преподавателя В.М. Козловой. В рамках программы стажировки «Деятельность классного руководителя» прошел мастер-класс «Педагогический потенциал концертного инструментального музицирования» и круглый стол на тему «Формы инструментального музицирования во внеурочной деятельности учителя музыки»;

- в МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 13» Вахитовского р-на г. Казани, директор М.А. Чекменев, состоялись открытые уроки на темы «Совершенствование навыков ансамблевого исполнительства в классе хорового народного пения», «Использование современных методов вокальной подготовки учащихся в классе сольного народного пения», круглый стол «Внеурочная деятельность по развитию исследовательских компетенций учащихся» преподавателя Я.А. Блохиной;

- в Институте филологии и межкультурной коммуникации состоялся республиканский круглый стол «Актуальные проблемы теории и методики образования в области искусства в Республике Татарстан» и открытый урок «Вокально-хоровая подготовка учащихся» доцента Е.А. Дыгановой.

Итогом работы курсов стали защиты проектных работ слушателей, на которых были продемонстрированы знания в области современной методики преподавания дисциплин предметной области «Музыка», теоретико-методического инновационного сопровождения учебного процесса, практические навыки художественно-эстетического воспитания обучающихся, приобретенные и усовершенствованные в ходе занятий по программам. Аттестационной комиссией в составе зав.каф., доцента Г.И. Батыршиной, доцентов И.Ф. Камаловой, С.В. Каркиной, Е.А. Дыгановой была отмечена актуальность выбранных тем, которая отразила наиболее значимые проблемы современного образовательного процесса в школе, а также инновационные средства и методы их решения, позволяющие обозначить перспективные направления развития теории и методики музыкального образования.

Слушателями курсов была дана высокая оценка уровню организации курсов повышения квалификации и качеству предметного содержания. Ими была отмечена высокая степень профессионализма преподавателей, работающих на курсах, их искренняя увлеченность своим предметом, открытость к диалогу и готовность к непрерывному самообразованию.

Педагогические работники, прошедшие обучение, высказали пожелания дальнейшего сотрудничества в процессе взаимодействия школы и вуза в лице Казанского федерального университета.

По итогам проведенных курсов был сделан вывод о том, что, несмотря на значительные трудности, которые наблюдаются в сфере культуры в настоящее время, значимость профессиональной деятельности учителя музыки ни в коей мере не может быть занижена. Преподавателями общеобразовательных и музыкальных школ сегодня ведется огромная работа по сохранению и развитию лучших традиций художественно-эстетического воспитания. Благодаря их беззаветному и вдохновенному труду, посвященному искреннему служению искусству, наши дети имеют возможность не только прикоснуться к высоким идеалам искусства, но и реализовать собственный творческий потенциал в опоре на принципы гармонии, добра и красоты как основные ценностные ориентиры в развитии личности.

Источник информации: Каркина Светлана Владимировна