В Учебном центре социально ориентированных программ ЦРК UNIVERSM+ Института международных отношений уже много лет реализуется проект «Университет третьего возраста».
Сегодня мы беседуем с его преподавателем, доцентом, кандидатом философских наук Владимиром Юрьевичем Юриновым, читающим для слушателей старшего возраста лекции по программам «История мировой культуры» и «Философия».
Чем занять свободное время?
Многие люди, выйдя на пенсию, полагают, что вот они наконец-то займутся, чем хотят, ведь у них обнаружилось «свободное время». Но это, оказывается не совсем так. И дело не только в материальном достатке. Да, можно заниматься внуками, смотреть телесериалы, ездить на дачу, копаться в огороде….
И все же многолетний труд приучил нас нести пользу, быть востребованными. А тут образуется некий «вакуум», мы как будто никому не нужны. Жизнь течет своим чередом, а где мы!?
Поэтому Союз пенсионеров по Республике Татарстан и Казанский федеральный университет совершенно правильно и обоснованно организуют дополнительное образование граждан серебряного возраста. В республике уже 12 лет успешно реализуется проект «Университет третьего возраста».
Конечно, не только в Татарстане. Подобный проект успешно осуществляется в Санкт-Петербурге и других городах России.
Пайдейя
Выясняется простая древняя вещь. Человек постоянно должен расти и самосовершенствоваться, что еще в Древней Греции получило название «пайдейя».
Если он не чувствует своего причастия к жизни общества, своего самораскрытия, то начинает переживать и считать себя брошенным и ненужным. Даже если живет в достатке и в семейном окружении.
На базе КФУ разработаны для «Третьего возраста» разные программы: от компьютерной грамотности, изучения английского языка, истории мировой культуры и философии, до знакомства с традиционными культурами Китая, Индии, Греции, Рима, русской и татарской культурами. У кого-то, это может вызывать улыбку.
Для чего пожилым людям все это?
Знакомство с далекими и другими культурами дают серьезное понимание современной культуры, себя самого, так не похожего на древнего грека, индуса или китайца. Большой плюс в том, что им уже есть, что сказать внукам, они могут поделиться своим знанием с ними. Далее, у людей старшего возраста пропадает комплекс невостребованности и ненужности. Ну, а полученные знания влекут за собой новые интересы и желание учиться и развиваться дальше.
Почему выбрана Греция, Китай и Индия для спецкурса?
Вопрос непростой. Дело в том, что чем тема ближе к современности, тем больше вызывает споров, напряженности, а порой и агрессии. Даже мой «академический Маркс» не всегда выставляется на общем курсе по мировой культуре как тема, поскольку хотя и жил он более 150 лет назад, но до сих пор в России к нему «дышат крайне неровно»…
Более того, вы бы видели лица слушателей, они молодеют, возмущаются, спорят, задают вопросы, дискутируют!
А как они одеваются! Они же приходят как на праздник (в оперу, театр). У них появились знакомые, друзья. Я уже не говорю о том, что отдельные лица посещают эти курсы несколько раз!
Зачем? Они живут этим!
Я их иногда спрашиваю: «Интересно Вам?» - «Да мы забыли свой возраст, заботы, хлопоты, материальные неурядицы…. Мы были свободны и счастливы!».
Мне всегда доставляет некоторую неловкость и вместе с тем истинное удовольствие, что по окончании лекции, аудитория аплодирует. И это искренне и в буквальном смысле здорово. Это и есть выражение морального и душевного здоровья людей, которым за «NN» лет.
Говорить о постоянной прогрессии слушателей сложно. Несомненно, что каждый из них в течение полугода раскрывается, становится раскрепощенней, и не только начинает задавать вопросы, сложные для меня, но и помогает мне в движении темы, развитии мысли. Это очень удивительно и приятно.