29 марта 2019
Владимир Юринов: человек должен расти и самосовершенствоваться

В Учебном центре социально ориентированных программ ЦРК UNIVERSM+ Института международных отношений уже много лет реализуется проект «Университет третьего возраста».

Сегодня мы беседуем с его преподавателем, доцентом, кандидатом философских наук Владимиром Юрьевичем Юриновым,  читающим   для слушателей старшего возраста лекции  по программам «История мировой культуры» и «Философия».

Чем занять свободное время?

Многие люди, выйдя на пенсию, полагают, что вот они наконец-то займутся, чем хотят, ведь у них обнаружилось  «свободное время». Но это, оказывается не совсем так. И дело не только в материальном достатке. Да, можно заниматься внуками, смотреть телесериалы, ездить на дачу, копаться в огороде….

И все же многолетний труд приучил нас нести пользу, быть востребованными. А тут образуется некий «вакуум», мы как будто никому не нужны. Жизнь течет своим чередом, а где мы!?

Поэтому Союз пенсионеров по Республике Татарстан и Казанский федеральный университет совершенно правильно и обоснованно  организуют дополнительное образование  граждан серебряного возраста. В республике уже 12 лет успешно реализуется проект «Университет третьего возраста».

Конечно, не только в Татарстане. Подобный проект успешно осуществляется в Санкт-Петербурге и других городах России.

Пайдейя

Выясняется простая древняя вещь. Человек постоянно должен расти и самосовершенствоваться, что еще в Древней Греции получило название «пайдейя».

Если он  не чувствует своего причастия к жизни общества, своего самораскрытия, то   начинает переживать и считать себя брошенным и ненужным. Даже если живет в достатке  и в  семейном окружении.

На базе КФУ разработаны для «Третьего возраста» разные программы: от компьютерной грамотности, изучения английского языка, истории мировой культуры и философии, до знакомства с традиционными культурами Китая, Индии, Греции, Рима, русской и  татарской культурами. У кого-то, это может вызывать улыбку.

 Для чего пожилым людям все это?

Знакомство с далекими и другими культурами дают  серьезное понимание  современной культуры, себя самого, так не похожего на древнего грека, индуса или китайца. Большой плюс в том, что  им уже есть, что сказать внукам, они могут поделиться своим знанием с ними. Далее, у людей старшего возраста пропадает комплекс невостребованности и ненужности. Ну,  а полученные знания влекут за собой новые интересы и желание учиться и развиваться дальше.

Почему выбрана  Греция, Китай и Индия для  спецкурса?

Вопрос непростой. Дело в том, что чем тема ближе к современности, тем больше вызывает споров, напряженности, а порой и агрессии. Даже мой «академический Маркс» не всегда выставляется на общем  курсе по мировой культуре как тема, поскольку хотя и жил он более 150 лет назад, но до сих пор в России к нему «дышат крайне неровно»…      

Более того, вы бы видели лица слушателей, они молодеют, возмущаются, спорят, задают вопросы, дискутируют!

 А как они одеваются! Они же приходят как на праздник (в оперу, театр). У них появились знакомые, друзья. Я уже не говорю о том, что отдельные лица посещают эти курсы несколько раз!

Зачем? Они живут этим!

Я их иногда спрашиваю: «Интересно Вам?» - «Да мы забыли  свой возраст, заботы, хлопоты, материальные неурядицы…. Мы были свободны и счастливы!».

Мне всегда доставляет некоторую неловкость и вместе с тем истинное удовольствие, что по окончании лекции,  аудитория аплодирует. И это искренне и в буквальном смысле здорово. Это и есть выражение морального и душевного здоровья людей, которым за «NN»  лет.

Говорить о постоянной прогрессии слушателей сложно. Несомненно, что каждый из них в течение полугода раскрывается, становится раскрепощенней, и не только начинает задавать вопросы, сложные для меня, но и помогает мне в движении  темы, развитии мысли. Это очень удивительно и приятно.

 

Источник информации: Владимир Юринов, доцент ИСФН КФУ, преподаватель Университета третьего возраста