Для студентов-второкурсников Химического института им А.М. Бутлерова дисциплина «Методика преподавания химии во втором семестре традиционно началась с метода проектов.
У студентов сложилось стойкое убеждение, что «чтобы очень хорошо освоить любую дисциплину и получить за нее высокие баллы в семестре» необходимо, прежде всего, смиренно сидеть на всех лекциях и усердно вести записи в тетрадях. Все так, если речь идет о фундаментальных химических дисциплинах, но это в корне противоречит освоению методики преподавания химии.
Чему должен научиться студент, изучая этот предмет? Это, прежде всего - быть интересной креативной личностью для школьников, умеющей мотивировать их на изучение химии и давать им на высоком профессиональном уровне химические знания, легко перестраиваясь в зависимости от исходной базы знаний учащихся. Студентам важно усвоить саму методологию работы с любым коллективом в процессе преподавания химии, а это невозможно без умения работать в команде, меняя роли лидера и исполнителя. Важны также умения слушать и слышать, смело принимать решения и нести ответственность за них. Это и, своего рода, основы «тайм-менеджмента», и умение доводить работу до конца в строго отведенные временные интервалы, и способность к самовыражению, и умение воспринимать критику и становиться лучше.
Кроме того, не стоит забывать, что в дипломе выпускника-специалиста Химического института им. А.М. Бутлерова будет запись: «Присваивается квалификация: Химик. Преподаватель химии». Есть такая поговорка: «каждый человек способен на многое, но никто до конца не знает, на что он способен». Всему этому в легкой игровой форме учит «Метод проектов». Сам термин «проект» в переводе с латинского (projectus) означает «брошенный вперед».
На создание проекта по одной из выбранных тем, таких, как «Правила выживания в Химической лаборатории», «Правила работы с кислотами и щелочами, взрывоопасными веществами», «Правила выживания в экстренных ситуациях» студентам 2 курса под руководством преподавателя кафедры неорганической химии, доцента Ю.И. Журавлевой отводилась всего одна пара. Каждой творческой группе из трех-пяти человек для проектирования предлагалось создать страницу методического пособия по выбранной теме с использованием листов формата А3-А2 (по выбору). Всего в жюри конкурса поступило 22 проекта. Предварительный анализ показал, что студенты креативно подошли к выполнению своих проектов.
Каковы результаты? Первый этап – создание проектов пройден. Впереди второй этап – защита проектов. Продолжение следует.