01 февраля 2019
О настоящем и будущем Елабужского института КФУ рассказала директор вуза Елена Мерзон

Журналисты Башкирии, Удмуртии, Чувашии и Татарстана получили возможность задать интересующие их вопросы

Перед общением с директором Елабужского института КФУ Еленой Мерзон журналисты посетили пресс-тур по учебным корпусам вуза. О тенденциях развития института, приоритетных направлениях и успехах преподавателей и студентов участники мероприятия узнали на пресс-конференции. Елена Ефимовна поделилась историей вхождения вуза в состав Казанского федерального университета. Это стало началом новой эпохи, однако было важно сохранить традиции педагогического образования, которые были уже сформированы на протяжении более чем сотни лет. Особенно плодотворным для институтского сообщества выдался 2018 год, знаковым событием которого стало 120-летие со дня основания учебного заведения.

«Казанский федеральный университет осуществляет свою работу по четырем приоритетным направлениям, в том числе «Учитель XXI века». Елабужский институт КФУ – один из немногих институтов, в котором реализуется педагогическое образование. Программы подготовки будущих учителей неизменно совершенствуются: формируются новые подходы к обучению, модернизируются существующие проекты и реализуются новые. Велик вклад профессорско-преподавательского состава и студенческого сообщества в научную деятельность. Наш институт нарабатывал авторитет годами, порядка 75% профессорско-преподавательского состава имеют ученые степени и звания, представляя собой солидные научные школы. Средний возраст профессорско-преподавательского состава – 45 лет, порядка 40 молодых ученых ведут активную деятельность, способствуя развитию научно-образовательного потенциала вуза. Они работают над диссертациями, пишут публикации, проводят исследования и участвуют в грантах, это очень важный формат роста», - резюмировала директор.

Участники встречи узнали актуальную информацию о новых направлениях подготовки в 2019 году: по профессиональному обучению «Автоматизация энергетических систем», о расширении направления подготовки «Педагогическое образование», новых магистерских программах.

Елена Ефимовна отметила и активную деятельность студентов. Многие из ребят являются стипендиатами Академии наук, обладателями Оксфордской стипендии, победителями Всероссийских конкурсов и участниками заграничных стажировок, так как партнерские международные отношения вуза со странами ближнего и дальнего зарубежья активно развиваются. Среди студентов есть и иностранные граждане, что подтверждает востребованность образовательных программ и привлекает средства для модернизации инфраструктуры, а одним из главных преимуществ выпускников Елабужского института является предоставление первого рабочего места, студенты учебного заведения востребованы в образовательной системе Республики Татарстан и Российской Федерации.

Желающие получили возможность задать интересующие их вопросы директору вуза. Приведём ответы Елены Ефимовны на самые интересные из них.

Венера Шайдуллина, тележурналист проекта «Личное дело», Елабуга: «Я являюсь выпускницей этого института, внешне здание то же самое, а инфраструктура приятно удивляет! Несмотря на то, что учебное заведение находится в городе с небольшим населением, жизнь в нём не стоит на месте. 2019 год в Республике Татарстан объявлен Годом рабочих профессий. Есть ли планы по привлечению студентов именно в эту область?»

«Роль учителя и школы в популяризации рабочих профессий колоссальная. Свою миссию мы видим в воспитании учителя, способного вести профориентационную работу в условиях новой экономики. В институте готовим учителей технологии, мастеров производственного обучения, которые призваны готовить будущие рабочие кадры. Нам очень важно выстроить свою работу таким образом, чтобы понималась необходимость не только в офисных работниках, но и в производственной сфере. Поэтому, здесь очень важна экономическая стабильность и устойчивость. Образовательная база позволяет нам вести подготовку студентов по некоторым направлениям рабочих профессий. Мы активно работаем с колледжами, у нас есть партнёры: Мензелинский педагогический колледж, Мензелинский сельскохозяйственный колледж, Нижнекамский агропромышленный колледж, Альметьевский политехнический колледж. Мы ведём переподготовку преподавательского состава этих колледжей».

Наиля Кашапова, «Туймазинский вестник», Туймазы: «Мы заметили, что в институте много студентов, которые приехали из стран ближнего зарубежья. Как и где они проходят учебную практику?»

«Мы в этом году впервые направляем на педагогическую практику иностранных студентов. Вуз, принимая ребят из ближнего зарубежья, выполняет миссию популяризации русского языка. Студенты к нам едут по заказу от своего государства, поэтому практику в качестве учителя русского языка как иностранного ребята проходят на территории своей страны. Надо отметить, что среди иностранных студентов немало талантливых и успешных ребят.

Имамова Гузалия, «PRO:Город», Новочебоксарск: «Учитель – профессия не простая, требующая умения разрешать или предотвращать различные конфликты. Есть ли у вас опыт разрешения ситуаций недопонимания между родителями и учителями, школьниками и учителями?»

«Очень много это обсуждается сейчас и в средствах массовой информации. Я 8 лет работала директором школы, опыт общения с родителями колоссальный. Разные ситуации нам приходилось изучать и вмешиваться. Безусловно, родитель сегодня является участником образовательного процесса. Это очень важная и ответственная роль. Мне бы очень хотелось пожелать родительскому сообществу проявлять больше уважения к учительскому коллективу, реализовать себя в полной мере как родитель-учитель, как родитель-воспитатель, а своим коллегам профессиональной выдержки».

Максим Бигашев, Елабужская служба новостей, Елабуга: «Казанский федеральный университет участвует в рейтингах и занимает хорошие позиции, а как участвует в рейтингах Елабужский институт? В составе университета или автономно?»

«Елабужский институт – это структурное подразделение Казанского федерального университета, и конечно успехи большого университета связаны с общей работой каждого структурного подразделения. КФУ масштабно представлен в международных рейтингах. Есть два основных международных рейтинга, на которые ориентируется университет и в соответствии с которыми выстраивается стратегия – это THE и QS.

И если год назад университет участвовал в 13 рейтингах, то сейчас их уже 18. Одним из важных достижений можно назвать вхождение КФУ на позицию 101-125 в предметной области «Education» мирового рейтингового агентства THE, заняв первое место среди российских университетов. Это вклад каждого структурного подразделения, которое работает по реализации педагогического образования, в том числе и нашего Елабужского института, в большой успех Казанского федерального университета.

У КФУ есть и внутренний рейтинг, университетский. По многим показателям Елабужский институт сегодня в первой пятерке среди всех подразделений Казанского университета. Поверьте, внутренняя конкуренция не менее сильная, каждый внутри университета хочет показать, чем он сильнее, чем он лучше».

Анжела Райсян, «Менделеевские новости», Менделеевск: «В институте проводятся форумы и конференции, о которых говорят в разных городах нашей республики, но самым ярким мероприятием является Международный фестиваль школьных учителей. В каком формате он проходит? Откуда приезжают педагоги?»

«Этот формат родился в 2010 году – в Год учителя. Уже тогда, работая с учителями, мы понимали, что потребуются иные усилия. Со второго года нас поддержало Министерство образования и науки. Сейчас за три дня мы принимаем полторы тысячи учителей. Вся Республика участвует в Фестивале, его поддерживает Президент Республики Татарстан.

Учителя - главные герои мероприятия, которые приезжают из Татарстана и других регионов России, ближнего зарубежья за новинками, методическими разработками, полезным общением, демонстрацией себя профессиональному сообществу. Нам приятно, что спустя многие месяцы нас благодарят за такую возможность. А модераторы приглашаются из Техаса, Израиля, Сингапура… Мы серьезно относимся к подбору команды экспертов.

Темой IX Фестиваля стало «Цифровое образование», она была интересна и модераторам, и участникам. В ходе работы Фестиваля родилась новая магистерская программа «Цифровое образование». Уже сейчас началась серьезная работа по подготовке X юбилейного педагогического форума».

Дионис, блогер, Елабуга: «Все сейчас стремительно меняется: ученики, программы, стандарты, родители. Не боятся ли студенты идти в школу?»

«Когда три года мы работали над реализацией проекта по практико-ориентированному обучению, которое становится сейчас очень важным, востребованным не только в педобразовании, мы уже задумывались над тем, что студентам необходимо усилить умения и навыки по работе с родителями, с ребятами группы риска, с одаренными детьми. Достаточно много изменений было внесено в содержание образовательных программ. Подобные страхи проговариваются с психологом, в аудиторном общении с преподавателями. Наша задача – помочь справиться студентам до того момента, когда они пойдут на практику, чтобы у них не пропало желание работать в школе.

Сильной стороной преподавания в нашем институте является и то, что каждого студента мы знаем лично…».

Андрей Иванов, блогер, Елабуга: «Приятно, что каждый год появляются какие-то новинки, которые привлекают абитуриентов и педагогов. Расскажите о проектах, которые будут реализованы в ближайшее время».

«Проект, направленный на подготовку будущих учителей, который родился недавно – «Золотой учитель». Мы хотим объединить учителей, которые имеют колоссальный опыт в этой профессии. Нам очень важно, чтобы они свою методическую копилку, свои знания передали нынешним студентам. Также с психологами, коллегами из медицинской клиники «Танар» планируется совместный проект «Здоровый Учитель»».

В завершении пресс-конференции директор вуза поблагодарила журналистов за интересные вопросы и плодотворную работу.