14 января 2019
Интенсив в каникулы: навыки молодых сотрудников помогут усовершенствовать опытные преподаватели ИМО КФУ

Цикл научно-практических семинаров для молодых преподавателей кафедры алтаистики и китаеведения КФУ, целью которого является их мотивация на разработку собственных образовательных методик, использование инновационных подходов в образовательном процессе, а также помощь в подготовке качественных научных статей, проходит в Институте международных отношений КФУ в эти дни.

Идея запустить своего рода программу поддержки для молодых преподавателей, которая помогла бы им преодолеть барьеры, с которыми сталкивается каждый молодой ученый в начале своего пути при написании первых научных статей, пришла заведующей кафедрой алтаистики и китаеведения Альфие Аликберовой и профессору кафедры Дмитрию Мартынову в 2017 году. Целью первой серии встреч с молодыми учеными кафедры алтаистики и китаеведения была помощь сделать первые шаги к преодолению страха озвучить свое мнение, опубликовав свои работы в журналах, признанных российским и международным научным сообществом. Вторая серия – 2018 года – была посвящена разбору нюансов, которые помогут сделать дальнейшую научную деятельность преподавателей более глубокой и грамотной – деталях работы с мировыми и российскими базами данных, способах поиска необходимых источников, способах взаимодействия с редакциями высокорейтинговых журналов, грамотном подходе к выбору наименования статьи, написанию анонса к ней и выбору ключевых слов.

В этот же раз опытные преподаватели кафедры приняли решение пойти дальше. Помимо продолжения работы с молодыми сотрудниками в контексте помощи в подготовке научных публикаций, что также входит в программу интенсива 2019 года, акцент будет сделан и на усовершенствование образовательного процесса.


«Каждый из молодых преподавателей кафедры проведет пару, в которой остальные сотрудники будут принимать участие в качестве студентов. В ходе занятия преподаватель будет доносить до аудитории какую-либо часть стандартной образовательной программы. Мы же будем оценивать, как преподается материал, используются ли в ходе обучения инновационные современные методики, способствующие лучшему усвоению информации учащимися», - пояснила заведующая кафедрой алтаистики и китаеведения КФУ Альфия Аликберова.


Кроме того, крупным элементом программы интенсива станет дискуссионный блок для преподавателей китайского языка, в ходе которого будут созданы условия для полноценного погружения в языковую среду. Для этого к дискуссиям, которые будут проходить в течение следующей недели, будут привлечены носители языка из числа сотрудников Института Конфуция и аспирантов, обучающихся в стенах ИМО КФУ.


«Каждый день интенсива будет посвящен определенной тематике. Со списком обсуждаемых вопросов преподаватели будут ознакомлены заранее, им будут розданы материалы, посвященные каждой из тем. Среди проблем, которые мы планируем обсудить, вопросы из абсолютно разных сфер жизни – политики, культуры, лингвистики, истории, литературы. Все это с привязкой к современному положению дел, к тому, что сегодня активно обсуждается в китайском интернет-пространстве», - рассказала Альфия Аликберова.


Как упоминалось выше, не уйдет с повестки дня и научный блок: работа с молодыми преподавателями в этом контексте будет становиться все более глубокой.


«У нас самая молодая кафедра в институте – средний возраст преподавательского состава всего 30 лет. В связи с этим раньше перед нами стоял вопрос увеличения количества публикаций, ведь молодые ученые только начинают вступать на путь общения с международным сообществом в этой форме, и им была необходима поддержка, чтобы понять, что их проекты действительно интересны коллегам, и не только их ровесникам, но и представителям старшего поколения. Первая серия семинаров принесла хорошие результаты – нам удалось выйти на необходимые показатели публикационной активности, в том числе и по публикациям в журналах, входящих в базы данных Scopus и Web of Science, - упомянула Альфия Аликберова. – И показатели публикационной активности продолжают расти – сотрудники кафедры выдают более ста статей в год».


Как отметила заведующая кафедрой, молодые преподаватели перестали бояться критики, осознав, что их мнение по той или иной проблеме тоже важно, их готовы услышать, а участвовать в процессе обсуждения актуальных вопросов в той или иной области крайне интересно.


«Начиная с прошлого года, нашей задачей является помощь в повышении академической репутации, в подготовке статей, которые станут цитируемыми, чтобы они могли полноценно заявить о себе на международной арене. К слову, первые шаги в этом направлении уже сделаны - открытием для них стал искренний интерес представителей японских, южнокорейских и финских вузов к проектам, реализуемым сегодня в Институте международных отношений КФУ в области сравнительно-сопоставительного анализа татарского, японского и корейского языков, входящих в одну языковую группу - алтайскую. Их вовлечение в представление результатов своей работы в форме публикаций, а также на площадках различных международных конференций привело к тому, что вполне возможно в скором времени будет запущен крупный международный проект в этой области», - добавила Альфия Аликберова.


Кроме того, заметила Аликберова, руководство кафедры сегодня наблюдает, как в ее ракмках постепенно складываются авторские научные коллективы, работающие совместно над определенными темами, среди которых и лингвистика, и философия, и методика преподавания, и история, и литература. Востоковедение – комплексная отрасль научного знания, и выбор направления работы крайне широк.


«Такого рода семинары помогают преодолеть любые барьеры, связанные с началом научной деятельности. Ведь в основном, почему молодые сотрудники боятся начать писать? Есть несколько причин: не знают, как это делать, не знают, где искать материал для написания статьи, не знают, с чего начать. Над нивелированием всех этих затруднений мы и работаем», - обозначила заведующая кафедрой алтаистики и китаеведения КФУ.


В научный блок интенсива также будет включен семинар, посвященный созданию электронных образовательных ресурсов и методичек, что является неотъемлемой частью работы любого преподавателя Казанского федерального университета.

В завершение отметим, по итогам прохождения интенсива руководством кафедры будут выбраны два молодых преподавателя, которые будут финансово поощрены – преподаватель-инноватор и преподаватель-исследователь.

Источник информации: Алина Искандерова, фото Инны Басыровой