27 декабря 2018
"Предновогодние" парадоксы Алексея Панфилова

Декан одного из крупных факультетов Елабужского института КФУ не любит праздники. В том числе и Новый год…

Но непременно празднует его. Ценит стабильность, свою работу и читает фэнтези, чтобы побывать в другом измерении. Оканчивает физмат, но становится психологом и деканом факультета психологии и педагогики. И профессия-то двойственная: управление поведением человека и бесконечная рефлексия, не дающая возможности стать максимально счастливым. И все же: счастливый человек, который знает, ну, или почти знает, за какие ниточки дергать жизнь. И когда. И учит этому других.

Как бы рассмотреть эти «ниточки» поближе?

 

- Алексей Николаевич, что Вам больше по душе: ожидание праздника или сам праздник?

- Если честно, я праздники не очень-то и люблю. Мне нравится, когда все идет хорошо, спокойно в семье – и в собственной, и в родительской. Когда есть спокойствие не только в мире семьи, но и стабильность во внешнем окружении. Звучит буднично, но мне так нравится.

Но не могу сказать, что не праздную. В Новый год стараемся собраться всей семьей. Это как посыл на будущее: как встретишь, так и проведешь. 1 января едем к родителям. Есть и другие традиции, ритуальные вещи: селедка под шубой, оливье, пельмени и обязательно жареный гусь. Начиная с детства, когда у родителей были гуси.

- А в новогодние костюмы приходилось облачаться?

- Костюмы были. Хорошо помню, как в 4-м классе мы с ребятами нарядились мушкетерами - при шляпах, накидках с мушкетерским крестом, шпагах. Портосом по причине, скажем, достаточной крупности, был я. Шло обыгрывание ситуаций. Возможно, мы видели фильм или я уже прочитал «Трех мушкетеров». В детстве и юности я много читал. Библиотека находилась в 20 метрах от дома, был там завсегдатаем и это понятно: легко носить книги целыми пачками, когда все рядом.


Праздник для меня – это когда я читаю. Когда вырываю время почитать не то, что касается профессиональной деятельности, это вообще здорово.


Люблю фэнтези - исторические, космические. Это, скорее всего, попытка выйти из реальности: из натоптанного мира выходишь в другое измерение и находишь там то, чего нет здесь. Так я отдыхаю. В этом смысле детективы, где надо ломать голову – не подходят.

- Как книгочей попал в психологию?

- Первые восемь лет учился в сельской школе, два года – в школе №2 г. Елабуги, затем окончил отделение физики физико-математического факультета Елабужского пединститута. Остался работать при кафедре педагогики, позже уехал в Москву на курсы переподготовки. Там столкнулся с величайшими светилами педагогической психологии: Василием Давыдовым, Аэлитой Марковой, Робертом Немовым. Увлекся, и это стало моей профессиональной специализацией.

- Нынче факультету исполнилось 15 лет. Как он начинался, что сейчас собой представляет?

- В качестве самостоятельного начал работать в 2003 году, хотя первый набор состоялся в 2001 году на базе биофака. Тогда кафедра психологии и педагогики разделилась на две. Начинали мы с направления «Психолого-педагогическое образование». Располагался факультет на первом, третьем и четвертом этажах общежития №1, затем переехал на улицу Казанскую, 23 и расширился почти до теперешнего состояния. Появилась третья кафедра – теории и методики дошкольного и начального образования.

В 2016 году нас объединили с факультетом физической культуры. С сентября 2017 года факультет располагается по адресу Азина, 98. Когда-то здесь располагалась пересыльная тюрьма, но это было еще в 19 веке. Затем здесь разместилась школа, позже - факультет общетехнических дисциплин (сейчас это инженерно-технологический факультет). Здание имеет хорошую образовательную ауру, призраки не беспокоят (смеется).

Сейчас это один из самых крупных факультетов Елабужского института КФУ: почти 1 300 студентов, четыре кафедры, около 50 преподавателей, соответствующая требованиям остепененность преподавателей, достаточный баланс опыта и молодости. Думаю, что есть прекрасная перспектива развития. По сути, мы один из немногих факультетов в институте, имеющий все уровни высшего образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура.

Есть еще одно востребованное направление работы факультета и кафедр – курсы профессиональной переподготовки (дошкольное образование, начальное образование). Потребность в психологах большая, люди соответственно реагируют. Очень популярны направления «Логопедия», «Психология». Дополнительные образовательные программы позволяют расширить диапазон адаптации выпускников института к рынку труда. Сейчас работодателю нужен не столько диплом, формальные подписи или штампы, сколько компетенции.

Перспективное направление работы: использование интереса специалистов, работающих в СМИ, к психологии. Для них стремление получить психологическое образование – это попытка лучше понять клиента. Что собой представляет человек? Как привлечь к себе внимание, как управлять поведением другого человека? Считается, что психолог – это специалист в области управления поведения другого человека. Доля истины в этом есть. Технологии, которые сейчас применяются не только в малых группах, но и в больших, на уровне государств, стран, это мощное использование психотехник. Работает целая когорта специалистов, которая занимается именно манипулированием сознания и поведением человека. А техника, гаджеты, новые технологии просто дают больше возможностей. Но ты должен знать, за какие ниточки дергать.

- Кто и почему поступает на Ваш факультет?

- Факультет сейчас особый: мы готовим еще и учителей физической культуры. Поэтому многие студенты ранее занимались в спортивных школах. У них есть определенные показатели, разряды. Некоторые выступают за рубежом, в российских чемпионатах, в сборных республики. Иностранные студенты, которые поступили к нам, представляют свою страну за рубежом.

Был небольшой перерыв, но в этом году мы снова набрали группу по программе «Психология образования». На неё приходят нацеленные на помощь другому. Есть и такие, кто хочет лучше узнать себя. Но это не мотив для освоения профессии практического психолога. Чтобы узнать себя, нужно работать в тренингах, читать книги и консультироваться с психологом. Мы готовим практических психологов, которые будут работать с детьми, учителями, родителями.

Студентам говорим: с одной стороны, у вас есть большие перспективы в профессиональной деятельности, возможность помогать другим, решать их проблемы, с другой стороны, вы попадаете в большое количество мифологем, существующих в обществе. И в отношениях с близкими тоже. Потому что людям может еще позволяться что-то, что для психолога считается запретным. Например, выброс эмоций: «Что ты кричишь? Ты же психолог!».

Мы предупреждаем: сложность жизни будет заключаться в том, что вы научитесь рефлексировать, а излишняя рефлексия никому еще не давала быть максимально счастливым. Она где-то даже ухудшает качество жизни. Копаться в себе, копаться в других… Соблюсти баланс бывает сложно. Специалист может хорошо работать, анализировать жизнь другого человека, но для «копания» в себе нужен коллега. В себе порой трудно разобраться. Даже психологу. Но он может понимать, что «там» происходит. Но, кстати, есть и такой запрет: не давать советы, не консультировать, предположим, родственников или знакомых.

- Профессия, «где-то даже ухудшающая качество жизни». А Вам это не мешало? Не было сомнений в правильности выбора?

- Если с 1986 года работаю в нашем институте и не ушел, значит, все нормально. Люблю работать и, как мне кажется, умею. Работа поддерживает и дает драйв. Нравится работать со студентами на лекционных и практических занятиях. И ничем другим заниматься в ближайшие годы не планирую. Тем более, правительство дало возможность существенно продлить эту радость (смеётся).

- В конце нужны праздничные пожелания, даже если герой к Новому году относится «индифферентно» …

- Не думаю, что буду оригинален, скажу в целом. Жизнь действительно такая интересная, кайфовая штука и каждый день нужно ею наслаждаться. Соответственно, быть в гармонии с собой, со своими близкими, с окружением. Если получается – это просто здорово. Есть смысл растянуть «это» на долгие-долгие годы.

- Замечательно! Большое спасибо за возможность немного, совсем чуть-чуть «покопаться» в причинах и следствиях одной, отдельно взятой жизни…

Вопросы с большим любопытством задавала Мавлида Сираева

Источник публикации: газета Елабужского института КФУ "UNIвести"