18 декабря 2018
День арабского языка отмечают в мире

18 декабря отмечается День арабского языка – одного из шести официальных языков Организации Объединенных Наций. Решение учредить всемирный день для каждого из них было принято ООН в 2010 году. Для арабского языка днем стала упомянутая дата, поскольку именно 18 декабря в 1973 году Генеральная ассамблея ООН включила арабский язык в число официальных и рабочих языков Организации Объединенных Наций.

В Казанском университете арабский язык преподается еще с 1807 года, когда в его стенах был открыт Разряд восточной словесности. На каких направлениях подготовки сегодня в КФУ можно изучать арабский язык и как в целом развивается арабистика в вузе рассказывает директор Высшей школы международных отношений и востоковедения КФУ Эльмира Хабибуллина.

Для Татарстана арабский язык имеет особое значение – испокон веков на этой земле почитали и отчасти перенимали арабские традиции, создавая своего рода симбиоз культур. Это язык ислама, язык науки и язык особой культуры. В настоящее время арабский язык является государственным для 22 стран мира, а число людей, говорящих на арабском языке, составляет около 300 миллионов человек. Для более 240 миллионов из них арабский является родным, а еще около 50 миллионов человек употребляют его в качестве второго языка.

Начало преподавания арабского языка в Казанском университете, как и в целом становление Казанской научной школы арабистики с ее историко-филологической и сравнительно-исторической направленностью исследований, напрямую связан с именем выдающегося ученого-арабиста Xристиана Френа, который преподавал арабский язык наряду с другими восточными языками с 1807 по 1817 годы на кафедре восточных языков, образованной в университете в 1807 году. 

Говоря о современном положении дел, нужно отметить, что арабский язык сейчас преподается в КФУ на целом ряде направлений подготовки – «Востоковедение и африканистика», «История», «Зарубежное регионоведение», «Международные отношения», «Лингвистика». Все они сегодня сосредоточены в стенах Института международных отношений КФУ.

Знаковой инициативой сотрудников ИМО КФУ стал запуск проведения Всероссийской студенческой олимпиады по арабскому языку. В этом году ее участниками стали более 100 студентов, представляющих НИУ ВШЭ, РАНХиГС, Дипакадемию МИД, ИССА, МГИМО, МГЛУ, НГУ им. Лобачевского, РГГУ, РИИ, РУДН, СПбГУ и, конечно, КФУ.

Жюри олимпиады является весьма представительным. Так, в этот раз в его состав вошли высококвалифицированные преподаватели, ведущие ученые и специалисты, представляющие вузы-участники олимпиады, а также приглашенные преподаватели из Египта, Ирака, Германии и Марокко: профессор университета Мухаммеда V Мохаммед Аль-Ханнаш, профессор Каирского Государственного университета Иман Хариди, профессор восточного института Лейпцигского университета Густав Шульц, доктор филологических наук доцент университета Багдада Рахим Али Аль-фоади.

Заслуживают особого внимание и призы победителям – участникам, завоевавшим золотые медали, был вручен сертификат на бесплатное прохождение сертификации по арабскому языку.

Как известно, на сегодняшний день единственный центр международной сертификации по арабскому языку на всем пространстве России и СНГ базируется в КФУ. Создание на базе Центра арабского языка КФУ партнерской платформы по подготовке к тестированию и сдаче международного экзамена по арабскому языку стало возможным благодаря подписанию Трехстороннего меморандума о сотрудничестве между КФУ, Университетом Абдулмалика Ас-Саади и Международным агентством обработки естественных языков Королевства Марокко. А программа тестирования, применяемая в рамках работы центра была разработана известным марокканским ученым в области лингвистики, членом Мировой ассоциации арабских переводчиков, представителем Министерства образования Королевство Марокко в университетских программах по языковым коммуникациям, профессором университета Мухаммеда V и членом жюри олимпиады Мохаммедом Аль-Ханнашем. Именно он выступил с предложением награждать победителей олимпиады столь ценным для них подарком, обосновав это тем, что уровень проведения подобных мероприятий в КФУ достиг того уровня, когда саму олимпиаду можно фактически приравнять к процедуре сертификации.

Важно и то, что крайне высоко Мохаммед Аль-Ханнаш оценивает и качество соответствующих образовательных программ, реализуемых в Казанском университете по направлению «Востоковедение и африканистика». К слову, большой интерес к обучению в стенах КФУ проявляли в дни олимпиады и студенты иных вузов, подробно узнавая о перспективах продолжить свой путь в образовании здесь в рамках магистратуры. И теперь это станет возможно - важной новостью последних дней стало получение Институтом международных отношений КФУ лицензии на открытие магистерских программ по направлению «Востоковедение и африканистика», что позволит нам уже в 2019 году открыть магистерскую программу по арабскому языку и литературе.

Ведется на этом направлении и профориентационная работа – к примеру, мы часто проводим мастер-классы по арабской каллиграфии, которые крайне востребованы. В частности, их ведущим стал наш студент Алексей Горин, который также организовывает выставки-продажи своих каллиграфических работ. Надо сказать, они пользуются спросом. Такой интерес к арабской каллиграфии можно расценивать как еще один показатель востребованности языка.

Казанская научная школа арабистики сегодня также активно развивается. В этом году был дан старт выпуску нового научного журнала «Арабистика Евразии». Журнал, учредителями которого являются директор Института международных отношений КФУ Рамиль Хайрутдинов и заведующая кафедрой контрастивной лингвистики Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ Наиля Мингазова, призван способствовать объединению отечественных и зарубежных ученых арабистов и исламоведов, распространению их научных идей и открытий во благо развития арабистики, сохранения и поддержания толерантности и противодействия радикализму.

В первые номера были  включены научные изыскания ученых из Армении, Ирака, Саудовской Аравии, Российской Федерации и других стран, посвященные проблемам изучения лексического уровня арабского языка, синтаксического уровня языка Корана, сопоставлению грамматического уровня арабского и армянского языков, специфике перевода арабских диалектизмов, обзору исторического романа в литературе Йемена, выявлению типичных ошибок учащихся при обучении буквам арабского языка, содержания уровневой модели обучения арабскому языку и преподавания арабского языка в средней школе Казани. Также на обсуждение выносилась оптимизация систем транслитерации арабографичных текстов.

В завершение отмечу, что уже около 20 лет функционирует в Казани и Центр арабской культуры «Аль-Хадара», который был создан в 1999 году. Сегодня он ведет свою деятельность на базе ИМО КФУ, а его руководителем является профессор Мохаммед Салех Аль-Аммари. В рамках работы этого центра проходят мероприятия, направленные на популяризацию арабского языка и арабской культуры, и, скажу по секрету, предстоящий новогодний вечер в Институте международных отношений КФУ будет посвящен именно арабской культуре.