17 декабря 2018
Изучение региональных лингвокультурологических особенностей развития русского литературного языка в историческом и современном контексте

Ежегодно кафедра русского языка и прикладной лингвистики Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета совместно с Министерством образования и науки РТ проводит в рамках реализации мероприятий Государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014–2020 годы» комплексное исследование специфики репрезентации мира в культуре и языке народов Российской Федерации и Республики Татарстан. Результаты этой работы получили отражение в очередном – третьем – выпуске сборника научных статей и двух учебно-методических изданиях.

Сборник статей «Теоретические и практические  вопросы изучения русского языка в аспекте региональной картины мира» под общей редакцией проф. Л.А.Мардиевой, доц. Т.Ю.Щуклиной, который  вышел в декабре этого года, включает публикации, посвященные таким актуальным вопросам современной лингвистики и лингвометодики, как: общность мировосприятия и универсальные ценности в языковом воплощении; инокультурные ценности и вариативность русского языка; реконструкция культурных смыслов древнеславянской картины мира; преподавание русского языка в условиях этнокультурной фрагментации социума; преподавание иностранных языков в системе полилингвального образования; лингвистические исследования на стыке наук.

Сборник предназначен филологам и лингвометодистам, будет востребован специалистами, занимающимися проблемами региональных лингвокультурологических особенностей развития русского литературного языка в историческом и современном контексте. Полнотекстовая версия сборника будет размещена в научно-электронной библиотеке e-library.

В учебно-методическом пособии «Изучение фразеологии русского языка в национально-культурном аспекте в поликультурной среде» (автор – доцент З. Ф. Юсупова) рассматриваются теоретические вопросы лингвокультурологического описания фразеологии русского языка, предлагается система упражнений по изучению фразеологии в школе, даются методические рекомендации для учителей русского языка. Издание нацелено на формирование у учащихся представления о фразеологии как лингвокульутурологическом феномене, отражающем традиции, обычаи, историю, быт русского народа; на выработку у них языковой, коммуникативной и культурологической компетенции в процессе изучения фразеологизмов, предполагающих умение применять комплексный лингвокультурологический подход к изучению фразеологической системы русского языка в школе.

Учебно-методическое пособие «Изучение восточной заимствованной лексики в поликультурной языковой среде» (автор –  доцент Г. Н. Каримуллина) посвящено изучению особенностей функционирования восточной заимствованной лексики в системе современного русского языка как результата взаимоотношений русского языка с татарским и другими тюркскими (восточными) языками. Актуальность пособия обусловлена необходимостью обобщения и всестороннего осмысления имеющегося в распоряжении современной лингвистики материала, касающегося пласта русской лексики, сформировавшегося в процессе функционирования поликультурной языковой среды. Пособие содержит теоретический материал (в учебном издании раскрываются ключевые понятия лингвистической контактологии, теории коммуникации и корпусной лингвистики), а также материалы для обучения студентов методике комплексного анализа заимствованных слов.

Учебно-методические издания предназначены студентам-бакалаврам и магистрам филологических факультетов вузов, могут быть использованы в практике школьного преподавания русского языка, в частности, будут полезны для учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения.

Источник информации: Т.Ю.Щуклина, Л.А.Мардиева