17 декабря 2018
Расширение границ религий: выход в "исследовательское поле" студентов-социологов

Нет таких мест, куда не сходили бы социологи… Студенты 3 и 4 курсов кафедры общей и этнической социологии вместе с доцентами Г.Я. Гузельбаевой и С.А. Ахметовой осуществили выход за пределы аудитории при изучении курса «Социология религии» и посетили синагогу.

Обсудив накануне экскурсии феноменологическую традицию в исследованиях явлений религиозности, студенты со своими преподавателями решили на деле испытать стратегии изучения жизненного мира. Углубление в суть религиозных практик, понимание смыслов, которые верующие вкладывают в свою веру и объекты поклонения было решено начать с еврейской общины Казани.

Синагога Хабад-Любавич на Профсоюзной улице хорошо знакома каждому горожанину. 115 лет тому назад пустующий частный дом был приобретён для еврейской общины, но лишь спустя 12 лет состоялось открытие синагоги. Она действовала до 1929 года. Потом в этом здании поочерёдно размещались Дом еврейской культуры, Дом пионеров, Народный театр и Дом работников просвещения. Только в 1996 году евреи вновь получили возможность вернуться в свой молитвенный дом. Теперь это единственная синагога в Казани и одновременно культурная площадка, где проводится большое количество различных мероприятий.

Совершенно случайно (если только случайности существуют) экскурсия пришлась на праздник Хануки. У входа традиционно горел подсвечник, количество зажжённых свечей которого говорило о пятом по счёту дне праздника.

Координатор культурных программ казанского еврейского центра София Борисовна Бородова встретила гостей и, объяснив, что мужчинам следует надеть головной убор (благо кипы имеются в наличии у входа в молельный зал), начала увлекательный рассказ об истории и сегодняшнем дне мирового и российского иудаизма.

Что содержат Священные книги евреев и чему учат иудейские пророки, кто зажигает свечу в доме и что означает флаг Израиля, как часто надо молиться и кто приходит на молитву в казанскую синагогу, что такое мезуза и каков статус женщины в иудаизме, как складывалась судьба евреев в царской России и Советском Союзе, почему так почитаема Стена Плача в Иерусалиме и комфортно ли быть евреем в Казани… София Борисовна осветила много аспектов истории и жизни иудейской общины, раскрашивая свое повествование легендами из Торы и личным опытом. Было освоено немало новых слов – мезуза, изкор, цдака, гиюр, бар-мицва и пр.

Студенты оказались такими общительными и любопытными, что забросали Софию Борисовну множеством вопросов после её полуторачасового рассказа. Их волновало всё: свадебные и похоронные обряды, отношение иудеев к Иисусу Христу и исламу, межэтнические браки, статус Иерусалима, значение символов в молельном зале и многое, многое другое. София Борисовна терпеливо и обстоятельно отвечала на каждый из вопросов. Мы, студенты и преподаватели кафедры социологии КФУ, хотели бы высказать ей огромную благодарность за глубокий искренний рассказ о судьбе древнего народа и его религии.

В общении принимали участие два гостя из Израиля, случайно оказавшиеся именно в этот день с визитом в казанской синагоге (опять случайность?). Впрочем, иудейское религиозное движение Хабад-Любавич очень распространено в мире.

Только приближающееся время молитвы заставило студентов приостановить поток вопросов. Ещё какое-то время они рассматривали детали интерьера, женский зал, витражи и фрески. Необычность и красота оформления зала подталкивали к активной фотосъемке.

После экскурсии все единодушно сошлись во мнении, что внеаудиторное занятие прошло чрезвычайно плодотворно, и подобную практику следует продолжать.



Источник информации: Гузель Гузельбаева, фото: автора.