16 декабря 2018
Рафаиль Нуруллин, профессор ИСФН: достойное признание Министерства образования России

За разговором о культуре, о жизни, Рафаиль Асгатович рассказал и поведал о трех уровнях смысла жизни

 

– Мы знаем, что Вам вручили награду от Министерства образования России, за какие труды вы ее получили?

– За что, точно не могу сказать, наверное, есть определенный перечень необходимых данных о результатах работы: количество статей, рецензий, монографий и т.п. Сразу так быстро и не вспомнишь. А может быть, это такой подарок к моему 60-летию и все (смеётся). 
– И все-таки эти работы за довольно продолжительное время, и до такой награды нужно «дослужить»?
– Специально для получения каких-то наград я, конечно, ничего не делал. Я просто занимался своим делом.

– На занятии со студентами Вы говорили о важности для человека мотивации в достижении жизненных целей. И каким бы умным ни был человек, если у него нет внутреннего эмоционального напряжения для достижения своих целей, то, говоря теоретически, у него ничего практически не получится. Какая у вас мотивация писать эти труды и заниматься всем этим? 

– Прежде всего, я полагаю, за этим стоит любопытство. Само по себе для взрослого человека любопытство вообще есть порок. Если в детстве любопытство – хорошо, то для взрослого – это не очень хорошо. Любопытство со взрослением человека должно перерасти в любознательность. Для философствующего человека – это переход из простого любопытства к внутреннему разговору с самим с собой.

– И все же вернемся к вопросу о мотивации?

– Здесь использование слова «мотивация», наверное, не будет точным, а уместнее говорить о возникновении безусловного желания к чему-то, которое приходит к человеку в виде мечты. Человек вдруг необъяснимо начинает мечтать о будущем. Обычно у людей это происходит в 10-12 лет. Но далее, под натиском идеологии или общественного мнения (влияния СМИ, мнения друзей, родителей и т.п.) человек оказывается под прессингом, так называемых, модных идеологем успешной реализации. Под влиянием этих мифов люди забывают о своих детских мечтах, и начинают бежать в том направлении, куда бежит большинство. При этом не задумываясь есть у них к этому виду деятельности внутренняя предрасположенность или нет. Но успех ожидает лишь тех, кто ищет себя, т.е. верен своей мечте, а не стремится поляризоваться с психологией большинства. Детская мечта – это некая подсказка человеку о его предназначении в жизни. Я, наверное, и являюсь одним из тех счастливчиков, которым более или менее удалось идти по жизни в соответствии со своими установками.

– По базовому образованию Вы физик, когда Вы поняли, что физика не Ваша сфера деятельности?

– Физика и сейчас, в каком-то смысле, находится в сфере моих интересов, но с несколько других позиций. «Измена» физике произошла в начале Перестройки. В те годы наука просто перестала финансироваться. Ведь физика без приборов слепа, а приобретение деталей и приборов требует денег. Для меня этот период жизни связан с тяжелыми эмоциональными переживаниями, которые и привели меня к философским размышлениям в качестве хобби. При этом я упорно, но без особых результатов продолжал работать на поприще физики. Вот, как-то мой большой друг и учитель доцент кафедры радиофизики Лев Абрамович Беркович на одной из неформальных наших встреч дал мне мудрый совет. Суть его мыслей сводилась к следующему – если амплитуда твоих эмоциональных вложений в дело не приводит к реальным ожидаемым результатам, то это говорит лишь о том, что ты идешь по жизни не по тому пути. Здесь необходимо не тупо бить в одном направлении, а попытаться изменить направление своих усилий. Надо заниматься тем делом, которым ты занимался бы по зову души без всяких ожиданий на признание. Только тогда, когда человек занимается своим любимым делом, к нему может прийти настоящий успех.

– И как началось Ваше знакомство с философией? 

– Можно сказать: «Не было бы счастья да несчастье помогло», о котором я говорил уже ранее. Вновь, возвращаясь к Льву Абрамовичу, он как-то спросил меня, чем бы я хотел заниматься именно по душе. Я сказал: философией. Вот и занимайся этим, а я сведу тебя с нужными людьми. В то время я воспринял эти советы старшего друга может быть с некоторой долей скепсиса. К тому времени я был убежденным физиком. У меня уже были опубликованные научные статьи по физике; много было сделано в разработке и конструировании своей исследовательской установки. А то, что ждет меня на философском поприще, на то время, выглядело еще довольно туманным и неопределенным. Но Лев Абрамович оказался человеком слова и свел меня с Михаилом Дмитриевичем Щелкуновым. Затем я прикрепился соискателем на кафедре философии, и далее уже работал под его началом. У него я научился технологиям написания как статей, так и диссертации. Он проводил со мной мастер классы по организации занятий со студентами. Все то, чему я научился у Михаила Дмитриевича, по сей день стараюсь использовать в своей учебной и научной работе. В целом общение с ним мне позволило из любителя пофилософствовать превратиться в человека, занимающегося философией профессионально. Именно, благодаря ему,  я понял, что философия – это далеко не демагогия, а является особой формой мышления, позволяющей точно отражать мысли о мыслях действительности.

– Сколько Вам было лет, когда Вы так решительно ушли совершенно в противоположную отрасль?

– Я был в достаточно зрелом возрасте. Мне было около 30.

– Ваш труд – помимо научных работ, это ещё и каждодневный труд со студентами. Это все-таки некий обмен, вы передаёте свой опыт, знания, а что дают студенты вам?

– Положение, в которое попали современные студенты, у меня скорее вызывает жалость и разочарование. Современная система образования, к сожалению, оказалась сориентированной не на формирование целостного видения мира, а на узкое обучение. В этом, конечно, не виноваты сами студенты, просто им выпало родиться и жить в той системе отношений, где господствует идеология ценностей материального мира. Благодаря развитию информационных технологий современный мир конечно стал более открытым и прозрачным, что позволяет актуализировать недостатки нашего бытия. В СМИ и в Интернете, как в зеркале, отражаются все плюсы и минусы того, кто мы есть на самом деле. В открытом информационном обществе культура из определяющей идеологию оказывается в положении частного феномена поликультурного бытия всего человечества. В этих условиях духовные ценности частной культуры начинают терять свою идеологическую значимость, а для системы образования – свою воспитательную ценность. Элиминация духовности в общественном сознании сегодня привела к культу денег. В этих условиях большая ответственность за качество своей личности оказывается в руках самих студентов.     

За разговором о культуре, о жизни, Рафаиль Асгатович рассказал нам о смысле жизни и поведал о трех уровнях смысла жизни. 

– Человек – единственное существо, которое знает о конечности своего реального существования. Только в памяти время стремится к вечности. Смысл жизни состоит в преодолении этой отчужденности, чего можно достичь тремя путями, не отрицающими друг друга. Первый путь определяет достижение биологического смысла жизни – остаться в генетической памяти своих детей. Второй путь связан с усилиями, направленными на фиксацию своего имени в социальной памяти культуры посредством создания чего-то ценного для человечества. Третий путь – это достижение метафизического уровня космического бытия, варианты которого предлагаются человеку как некоторыми философскими, так и различными религиозными учениями. Наука, конечно, тоже не отрицает возможность вечного существования человека в будущем, но видит этот путь через создание совершенного тела или суперкомпьютера огромной мощности, в котором человек настоящего вряд ли будет жить. Поэтому, многие теоретики образования критикуют систему «современного рационализма» за то, что она не способна дать человеку понятие о смысле жизни на всех уровнях его бытия. А человек без смысла жизни живет всегда «здесь-и-теперь» и не заботится о будущем. Сегодня, в условиях обострения глобальных проблем человечества, все яснее видно, что причина всех внешних угроз в головах самих людей. Поэтому, именно системе образования должна принадлежать первая скрипка в деле формирования личности человека завтрашнего дня.

– А вы бы хотели остаться в памяти человечества, оставив за собой действительно важные работы, которые пригодятся в будущем?

На этот вопрос Рафаиль Асгатович скромно, не заостряя внимания, ответил «Да», чего мы и желаем от всей души Рафаилю Асгатовичу!

Источник информации: Алина Дильмухаметова, Пресс-служба ИСФН. Фото автора.