14 декабря 2018
Ученые КФУ разработают издание по истории Татарстана для всей России

Книга, создаваемая в рамках проекта Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания «История России через историю регионов», выйдет тиражом несколько тысяч экземпляров и будет распространена по всей стране.

Подобной договоренности удалось достичь в рамках всероссийского совещания учителей истории и обществознания, посвященного 25-летию Конституции Российской Федерации, прошедшего 12 декабря в Москве. КФУ на совещании представлял заведующий кафедрой регионоведения и евразийских исследований, председатель регионального отделения Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания КФУ Раиль Фахрутдинов.

Как известно, опыт работы на данном направлении у ученых КФУ уже имеется – наряду с сотрудниками Института истории им. Ш.Марджани АН РТ и Института развития образования РТ они являются авторами образовательных пособий по истории Татарстана для средней и старшей школы, реализуемого по инициативе аппарата Президента РТ, Министерством образования и науки РТ, Казанским федеральным университетом совместно с Татарским детским издательством. Сама линейка учебных пособий была продемонстрирована участникам совещания и получила высокую оценку его участников.


«На сегодняшний день коллектив руководителей проекта «История России через историю регионов» уже ознакомился с планом-проспектом издания по истории Татарстана и утвердил его. Мы приступаем к работе, рукопись должна быть полностью готова уже к середине весны 2019 года», - рассказал Раиль Фахрутдинов.


Вначале учебное пособие в электронном виде будет размещено на портале Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, а затем будет выпущено на бумажном носителе тиражом в несколько тысяч экземпляров и распространено по всей России.


«Важно отметить, что целевой аудиторией этого проекта выступают не только школьники, как в случае с разрабатываемой нами линейкой учебных пособий, и не только жители Татарстана, но и все кто заинтересован в глубоком изучении истории России в совокупности истории каждого отдельно взятого ее региона, а также, разумеется, представители татарского народа, проживающие по всей стране. Издание будет носить научно-популярный характер», - обозначил Раиль Фахрутдинов.


Что касается самого всероссийского совещания учителей истории и обществознания, ключевыми его спикерами стали председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, заместитель министра просвещения Российской Федерации Татьяна Синюгина, председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке Вячеслав Никонов, председатель Ассоциации учителей истории и обществознания Александр Чубарьян, председатель Правления Российского исторического общества Сергей Шахрай, советник Министра просвещения Российской Федерации Андрей Петров, директор ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» Оксана Решетникова и др.

Среди тем, поднимавшихся в его рамках, - актуальные проблемы преподавания истории в школе, Конституция РФ и ее преподавание в российских школах, вопросы преподавания обществознания в школе, методика преподавания истории в школе, гражданское воспитание в школе, вопросы преподавания региональной истории и истории в регионах. Раиль Фахрутдинов выступил в рамках последней упомянутой секции с докладом, посвященным проблемам соотношения регионального и общероссийского в контексте действующего историко-культурного стандарта.

В своем обращении к участникам совещания он отметил, что в условиях сложного этнокультурного состава народа России, единство его истории приобретает уникальное своеобразие, и без учета региональных особенностей невозможно понять единую традиционную целостность современной России.


«Единство в историческом изложении многонациональной истории России – это фактор сплочения народа и территориальной целостности страны. Историко-культурный стандарт, действующий на территории страны с 2015 года, помог оптимизировать характер и содержание исторического образования в России и устранил прежние недостатки. При этом региональный компонент исторического образования остается крайне важным, - подчеркнул Раиль Фахрутдинов. - На основе историко-культурного стандарта ученые Татарстана разработали собственную концепцию региональной этнокультурной составляющей исторического образования в регионе. В Татарстане проживает много народов, республика является своего рода отражением Российской Федерации в целом по национальному и конфессиональному составу. Современная российская цивилизация – это симбиоз трех великих культур: славянской, тюркской и финно-угорской. Исходя из этого, в разработанной концепции мы постарались отразить это единство».


К слову, говоря о действующем историко-культурном стандарте, переходе на единую Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, разработанную при содействии Российского исторического общества и Российского военно-исторического общества, стоит отметить, что татарстанские ученые, в том числе и представители КФУ, также принимали участие в ее создании. Сегодня же на повестке дня разработка концепции по обществознанию, и ученые КФУ не остаются в стороне в этом вопросе.

Продолжая разговор о нюансах проведения всероссийского совещания учителей истории и обществознания, стоит отметить его особое значение. Совещания подобного рода, предполагающие детальный обмен мнениями между теми, кто непосредственно задействован в образовательном процессе, несомненно необходимы для выработки единого подхода к тем или иным вопросам, решению возникающих на этом пути проблем, убежден Раиль Фахрутдинов.


«Как председатель регионального отделения Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, я не могу не отметить значимость работы ассоциации в подобном формате. На мой взгляд, регулярные профессиональные контакты такого рода помогают налаживать работу по всей стране в совокупности. К слову, нами была достигнута договоренность о проведении очередного всероссийского совещания весной 2019 года на базе КФУ», - резюмировал спикер.



Источник информации: Алина Искандерова