03 декабря 2018
Тихая жизнь натюрмортов Петрова-Водкина

Известно ли вам, что 75% людей на предложение, не задумываясь назвать инструмент и цвет, называют "молоток" и "красный"? 
И, с большой долей вероятности, 100% на "Петрова-Водкина" откликнутся "Купанием красного коня". И добавят, что это символ революционной России. 
Однако картина "Купание красного коня" создана за 5 лет до Октябрьской революции, которую Кузьма Петров-Водкин принял восторженно. Как и многие. Александр Блок, например. Или Сергей Есенин. Однако, со временем разобрались, что к чему.

Судя по картинам последних лет и фразе, оброненной в письме к матери ("молись за нас"), Петров-Водкин испытывал внутреннее беспокойство, чтобы не сказать - "ужас". Достаточно взглянуть на картину 1934 года "Портрет В.И.Ленина", чтобы ужаснуться. Или на полотно "Новоселье", написанное в 1937 году. Не оставляет ощущение, что художник пытается о чем-то предупредить, на что-то намекнуть.

Хотя внешне его карьера складывалась очень неплохо: к 30-м годам Петров-Водкин - заслуженный деятель искусств РСФСР, в 1932 году - председатель Ленинградского отделения Союза советских художников, а в 1935 — депутат Ленсовета. В 1937 году он входит в комитет празднования 100-летия смерти Пушкина, а в 1939-м умирает от туберкулеза. 

Однако, видимо, человек он был очень приличный, замечательный преподаватель и чрезвычайно интересный мыслитель, и Господь не лишил его художественного дара: Петров-Водкин придумал "сферическую перспективу". 

Как известно, перспектива в живописи есть прямая (когда мы смотрим на картину), обратная (когда картина смотрит на нас), есть даже не очень внятная "параллельная" (в восточной живописи).

Петров-Водкин разработал сферическую, когда художник посредством видимого стремится ввести зрителя в мыслимое, символическое пространство. Такой несколько взгляд из Космоса. 

Это очень хорошо видно на известной картине "Смерть комиссара", которая лично у меня вызывает не столько сострадание, сколько какую-то метафизическую тошноту. 
И, наоборот, этот прием в натюрмортах художника приводит к фантастическим результатам: волшебной красоты натюрморты благодаря сферической перспективе приобретают дополнительное измерение - нам становится доступной невидимая сторона мира. Невидимая, но самая важная, потому что говорит о главном. О том, что красота и гармония - это наша последняя надежда. Это то, что может еще спасти мир.

Книга К.Петрова-Водкина «Пространство Эвклида» в фонде НБ КФУ

https://allfind.kpfu.ru/Record/RU05CLSL05CBooks05C34653