Всемирный день философии в этом году в сообществе философов Казанского университета прошел под знаком двухсотлетия Карла Маркса. Ежегодная традиционная конференция «Садыковские чтения» проходила нынче в Институте социально-философских наук и массовых коммуникаций уже в шестой раз и называлась «Призраки Маркса: между будущим и грядущим».
Не трудно догадаться, что название конференции «спровоцировано» другим названием – известной книги лидера французского постмодернизма Жака Деррида «Призраки Маркса». Участники конференции остро ощутили, что Маркс остается тем персонажем, причем далеко не только философским, чье влияние на социально-гуманитарную мысль современности как минимум сохраняется. Причем в любой форме: Маркса принимают или опровергают, критикуют или пытаются преодолеть.
Какой он и кто он, доктор Маркс? Ученый? Человек, сделавший науку и философию своей жизнью? Пламенный революционер? И да, и нет, ни да, ни нет. Конечно, он очень самобытен (для многих – гениален), но он и человек, реализовывающий в своей жизни культурно-логические привычки своего времени – принципы инженерного мышления, наследие становящейся эпохи научной революции и промышленного переворота. Отсюда – юношеский азарт в стремлении изменять мир, и главный принцип жизни – борьба. При всей диалектичности его мысль несет на себе печать научного, хорошо структурированного и систематизированного мышления. К тому же он философ, представляющий то, что Мацейна называл философией страдания, то есть философией, неизбежно опрокидывающейся в практическое действие, иначе она перестает быть философией страдания. Правда, опрокидываясь, она перестает быть философией. Но, в отличие от русской философии, еще одной представительницы философии страдания, Маркс не боится того, что в его деятельности философия может умереть: ведь мир станет философичней. Говоря языком другого немецкого философа, М. Хайдеггера, заканчивается дело философии и начинается дело мысли.
Лиотар пишет, что марксизм, как и феноменология, есть не просто теория, а целое интеллектуальное движение. Добавим, не только интеллектуальное, но и практическое. Достаточно вспомнить, что на пространстве капиталистического общества Маркс со всей страстью и задором очень молодого человека организовал совершенно не свойственное миру капитала образование – Интернационал – международное товарищество рабочих. Что же касается «призраков Маркса», то Деррида, которого никак нельзя заподозрить в симпатиях к Марксу, полагает: пока будет существовать реальность капиталистического общества с его пусть и завуалированными формами эксплуатации, убийственной логикой превращения всего человеческого в разновидность товара, торговлей разнообразными формами смерти (оружием, наркотиками), призраки Маркса будут возвращаться снова и снова.