Конференция станет стартовой площадкой для создания Ассоциации работников дошкольного образования Республики Татарстан
В дни празднования 120-летия со дня основания учебного заведения в институте был торжественно открыт I Всероссийский форум работников дошкольного образования, проходящий при поддержке Министерства образования и науки Республики Татарстан и Института развития образования Республики Татарстан. Для участия в форуме приехало порядка 300 специалистов дошкольного образования, отличающихся наибольшей результативностью профессиональной деятельности, мотивацией к повышению профессиональной компетенции. География форума охватывает представителей Республики Татарстан, Башкортостан, Удмуртии, Москвы, Екатеринбурга, Кировской области. В рамках Форума проходит V Республиканский конкурс «Калейдоскоп педагогического мастерства», в котором приняло участие 124 человека.
Пленарное заседание стартовало с выступления представителей «первой ступеньки в большом образовании» – воспитанников детского сада №26 «Берёзка» Елабужского муниципального района.
Приветствуя участников конференции, директор Елабужского института КФУ Елена Мерзон рассказала о взаимодействии вуза с дошкольной организацией в условиях современного цифрового общества: «Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и развития, начиная с дошкольного возраста. Это первоначальный уровень в единой непрерывной системе образования, первая ступень в формировании базовых знаний у детей. Но кроме этого следует учитывать то, что наши дети живут в реалиях цифрового образовательного пространства, вне которого уже невозможно представить современное дошкольное учреждение. Создание модели цифрового пространства детского сада требует развития персональных компетенций педагогов в области компьютерных технологий, освоения работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные IT-технологии для подготовки и проведения образовательной работы с детьми на качественно новом уровне».
Елена Ефимовна представила почётных гостей, которыми стали начальник управления общего образования Министерства образования и науки Республики Татарстан Тамара Федорова, проректор по экономическому и стратегическому развитию Института развития образования Республики Татарстан Равиль Хамитов, начальник отдела дошкольного образования Министерства образования и науки Республики Татарстан Эльвира Измайлова, ведущий научный сотрудник Центра исследований инновационной деятельности в образовании Института стратегии развития образования РАО Галина Новикова, руководитель научного направления развития речи и творческих способностей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, автор программы «Развитие речи детей дошкольного возраста» Оксана Ушакова. В работе Форума в качестве модераторов примут участие ведущие ученые российских и зарубежных вузов, победители и лауреаты конкурса «Воспитатель года», эксперты в области развития образования.
«Неслучайно именно Казанский федеральный университет стал площадкой для обсуждения самых актуальных вопросов, стоящих перед дошкольным образованием. Сегодня педагогическому образованию в университете уделяется большое внимание, и это является одним из четырех приоритетных научных направлений университета – «Учитель XXI века». Уже совсем скоро в структуре КФУ откроется свой детский сад для детей с особенностями развития. Уникальность его заключается в том, чтобы способствовать выявлению различных одаренностей, а также развивать детей с различными расстройствами аутистического спектра. В детском саду, который будет оснащен самым современным оборудованием, предполагается внедрение различных авторских, модульных программ», - резюмировала Елена Ефимовна.
С приветственным словом выступили начальник управления общего образования Министерства образования и науки Республики Татарстан Тамара Федорова, проректор по экономическому и стратегическому развитию ИРО Республики Татарстан Равиль Хамитов. Они отметили значимость содружества муниципального органа управления образования с институтом и важность профессионального самообогащения воспитателей, руководителей дошкольного управления для поступательного развития образовательной организации, пожелав Форуму стать таким же узнаваемым брендом вуза, как Международный фестиваль школьных учителей.
Ведущий научный сотрудник Центра исследований инновационной деятельности Института стратегии развития образования РАО Галина Новикова, поднявшись на сцену, рассказала о закономерности расширения подготовки воспитателей в современных социокультурных условиях. Доктор педагогических наук отметила необходимость соответствия образовательных результатов требованиям общества с помощью использования цифровых технологий. «Качество работы дошкольной образовательной организации должно быть ориентировано на раннее развитие детей, на формирование базовых навыков, создание партнерских отношений с родителями, выявление приоритетных ценностей для детей, обеспечение преемственности между дошкольным образованием с начальной школой в системе непрерывного образования», - подытожила спикер.
О проблемах речевого развития ребёнка дошкольного возраста в условиях цифрового общества рассказала заведующая лабораторией развития речи и творческих способностей учреждения Российской академии образования Института психолого-педагогических проблем детства Оксана Ушакова. «Обучение дошкольников родному языку направлено на воспитание, социализацию, развитие интеллектуальных качеств, овладение языком как формой общения, осознание явления языка и речи. Грамотное развитие языковой личности должно начинаться с дошкольного возраста. Необходимо показать ребёнку языковую картину мира, в осознании которой большую роль играет общество. Темпы овладения речью зависят от среды, от особенностей личности, интеллектуального развития, условий семейного воспитания. Основная задача педагога – сделать речь ребёнка уникальной, эмоциональной, несмотря на влияние цифровой среды» - пояснила эксперт.
Профессор, доктор педагогических наук, член проблемного совета по экологическому образованию Президиума Российской академии образования, член Общественной Палаты Государственной Думы при Правительстве Свердловской области города Екатеринбург Людмила Моисеева рассказала о форме активного сотрудничества дошкольных образовательных организации – сетевом взаимодействии работников ДОО Республики Татарстан, координатором которых станет Елабужский институт КФУ. Специалист осветила проблемы, заключающиеся в совмещении инновационных и существующих программ, а также преимущества сетевого взаимодействия, которое тесно связано с развитием управленческих подходов, новыми формами повышения квалификации, обсуждением проблемных вопросов и актуальных тем современного образования.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики воспитания культуры творчества, Института педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета Елена Бородина поделилась опытом работы Ассоциации дошкольного образования Свердловской области. «Педагог, - по словам эксперта, – находится в центре организационного, социокультурного процесса, он на стыке двух стандартов – дошкольного образования и педагогического». На базе Уральского государственного педагогического университета работают стажировочные, ресурсные центры для повышения качества дошкольного образования, лаборатория педагогики духовно-нравственного воспитания.
В завершение пленарного заседания алгоритмом успешной управленческой деятельности дошкольного образовательного учреждения поделилась руководитель Центра развития ребенка – детского сада №98 «Планета детства» города Набережные Челны Валентина Лукьянова. «Руководитель должен видеть перспективы развития, сочетать инновации со здравым консерватизмом. Факторами успеха являются мотивация труда сотрудников, перспективы карьерного и профессионального роста, материальные стимулы, содействие руководителя профессиональному росту педагога» - поделилась секретом успеха Валентина Михайловна.
На протяжении двух дней работы Форума участники получат возможность посетить открытые лекции ученых-специалистов в области современного дошкольного образования, стендовые доклады, дискуссионные площадки, мастер-классы по направлениям, экспертизы инновационного опыта участников.