31 октября 2018 года в Актовом зале ИФМК состоялся второй концерт музыкально-образовательного лектория сезона 2018-2019. Название концерта «Здесь хорошо…» было неслучайным: мероприятие было посвящено значимой для всей российской музыкальной общественности дате –145-летию со дня рождения композитора Сергея Васильевича Рахманинова.
Концерты музыкально-образовательного лектория Казанского университета радуют любителей классической музыки с 1970-х годов. Бессменный руководитель лектория – Народная артистка, Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Маргарита Коварская. Её профессионализм, скрупулезный подход к выбору участников и беспримерная ответственность всегда являлись гарантией высокого исполнительского уровня концертов, программы которых настолько интересны и разнообразны, что зал уже перестал вмещать всех желающих. Маргарита Яковлевна щедро делится своим бесценным опытом с музыкантами и не устаёт вдохновлять их на новые достижения, но особого восхищения достойны её трепетное, уважительное отношение к зрителям и желание знакомить их только с лучшими образцами мировой классики. Просветительская, исполнительская и организаторская деятельность Маргариты Коварской получила высокую оценку, и в 2017 году музыкально-образовательный лекторий Казанского университета выиграл грант Российского общества «Знание».
Концерт, посвященный Рахманинову, открылся видеохроникой из жизни великого музыканта в эмиграции. Проникновенным образом после этих уникальных кадров прозвучало в исполнении Президента Казанского клуба любителей оперы Ольги Иглиной стихотворение Игоря Северянина, посвященное С.В. Рахманинову.
Романсы композитора называют его душевной исповедью. Одно из направлений романсовой лирики Сергея Васильевича – светлые, созерцательные пейзажные зарисовки. К таким сочинениям относится знаменитый романс «Здесь хорошо», прозвучавший в концерте в исполнении лауреатов всероссийских и международных конкурсов Натальи Костицыной и Екатерины Ковриковой.
Особое место в жизни Рахманинова занимала фигура его младшего собрата по перу Николая Метнера. Он очень ценил его творчество. «Николай Карлович, вы – первый в русской музыке. Я скучаю, когда долго не слушаю вас. Мне вас не хватает» – писал Рахманинов Метнеру. Канцону-серенаду из «Забытых мотивов» Николая Метнера исполнили Народная артистка РТ Ольга Вайссбеккер и Народная артистка, Заслуженный деятель искусств РТ Маргарита Коварская.
Таким же гением своего времени, каким был Рахманинов на рубеже веков, стал Дмитрий Шостакович в двадцатом столетии. Тема «Россия и её судьба», явившаяся одной из главных в творчестве Рахманинова, получила законченное воплощение в музыке Шостаковича. Четыре прелюдии для скрипки и фортепиано Д. Шостаковича прозвучали в исполнении лауреатов всероссийских и международных конкурсов Александры Вайссбеккер и Марии Лубниной.
Помимо фортепиано, наиболее притягательным инструментом для Сергея Васильевича была виолончель. Ее теплый и мягкий тембр ассоциировался у композитора с человеческим голосом. Два своих любимых инструмента Рахманинов объединил в камерной музыке. Одно из лучших сочинений композитора – «Романс» – был исполнен Народной артисткой РТ Ларисой Масловой в фортепианном сопровождении Маргариты Коварской.
Знаменитая «Итальянская полька» Рахманинова была написана композитором под впечатлением от игры уличных музыкантов, которую он услышал в Италии. Изначально предназначенная для исполнения на фортепиано в четыре руки, впоследствии она была переложена для разных инструментов. В концерте «Итальянскую польку» исполнила на флейте лауреат всероссийских и международных конкурсов Анастасия Панкова под фортепианный аккомпанемент Маргариты Коварской.
Известнейшее сочинение Рахманинова – это его «Вокализ», написанный для выдающейся певицы Антонины Неждановой. Впоследствии он приобрел такую популярность, что он стал звучать в инструментальных переложениях. Инструментальная транскрипция «Вокализа» для саксофона и фортепиано была представлена лауреатами всероссийских и международных конкурсов Денисом Бушмакиным и Виолиной Блиновой.
Дипломной работой 19-летнего выпускника Московской консерватории Сережи Рахманинова стала одноактная опера «Алеко», написанная на либретто В.И. Немировича-Данченко по поэме А.С. Пушкина «Цыгане». За это сочинение начинающий композитор получил высший балл, а опера с тех заняла прочное место на подмостках музыкальных театров. В концерте присутствовали сразу два номера из этого выдающегося сочинения. Каватину Алеко исполнил лауреат всероссийских и международных конкурсов Владислав Бадалов с фортепианным сопровождением Екатерины Ковриковой. Капризно-прихотливая «Пляска цыганок» в переложении для домры и фортепиано прозвучала в исполнении лауреатов всероссийских и международных конкурсов Лейли Шайдуллиной и Елены Кашковской.
Последним произведением Рахманинова, которое он написал перед эмиграцией, стал цикл из Девяти этюдов-картин для фортепиано, опус 39. Многие из пьес этого цикла принадлежат к самым видным образцам рахманиновского фортепианного творчества, однако едва ли не самое широкое признание получил шестой этюд ля минор, который блестяще исполнила лауреат всероссийских и международных конкурсов Екатерина Коврикова.
Романс Рахманинова «Весенние воды» на стихи Ф. И. Тютчева справедливо относят к лучшим страницам камерного вокального творчества композитора. Он весь словно залит солнечным светом и проникнут чувством радостного подъема и ликования. Это яркое сочинение в переложении для трубы и фортепиано было исполнено в завершении концерта Заслуженным артистом РТ Романом Мударисовым и Народной артисткой, Заслуженным деятелем искусств РТ Маргаритой Коварской.