29 октября 2018
Центр арабского языка в городе друзей!

Центр арабского языка UNIVERSUM+ ИМО вот уже вторую неделю  в выходные дни проводит свои мастер-классы в городе друзей - Зеленодольске в медресе имени Абу Ханифа.

Жителям города удалось принять участие в мастер-классах по арабскому языку и арабской каллиграфии, который был организован совместно с Центром арабской культуры «Аль-Хадара».

Друзья, что вы знаете об арабской каллиграфии?

«В арабской письменности принято выделять шесть основных каллиграфических почерков - это три ранних стиля: «куфи», «сульс» и «насх», а также три более поздних стиля: «таълик» (его же именуют «фарси»), «дивани» и «рикъа».

Почерк «куфи» является самым древним из всех видов арабского письма. При написании его букв опора идёт на правила геометрии, сочетаемые с орнаментом. В его написании используются прямые линии и углы, используются геометрические инструменты.

Стиль «сульс» появился в 1-2 веке по хиджре (7 в.н.э. – во время правления династии Омейядов), но широкую популярность приобрел только через два столетия. Само слово «сульс» в переводе означает «треть». Возможно, это связано с соотношением прямых линий относительно изгибов, или с тем, что шрифт составлял треть размера от «куфи». Стиль характеризуется изогнутыми буквами с крючками на конце. Буквы, соединяясь, то наплывают друг на друга, то рассыпаются, создавая единый курсивный поток, часто с очень сложными пропорциями

Почерк «таълик» появился в Иране (там он был назван «фарси»). Его особенностью является то, что буквы при написании постепенно «съезжают» сверху вниз, и получается, что слова как будто написаны по диагонали. Этот почерк также характерен плавностью очертаний букв, малым размером 3 вертикальных линий. Таълик употребляется в Иране, Индии, Пакистане и Афганистане.

Слово «рикъа» означает «маленький листок». Для экономии места на бумаге, каллиграфы создали стиль, позволяющий писать сжато, но сохраняя быстроту письма. Рикъа был разработан на основе стилей насх и сульс. Он считается самым лёгким из почерков и простым в употреблении, поэтому широко используется в быту, особенно - для быстрого письма.

Стиль «дивани» говорит сам за себя: слово «диван» означало правительственную канцелярию. Для написания приказов правителя, государственной переписки, официальных писем был разработан стиль, отличающийся особой помпезностью. В нем буквы изящно изгибаются, появились свешивающиеся отростки и узоры.

Что же касается различных рисунков, созданных из каких-либо фраз (например, изображения лампы, книги, корабля или даже животных и человека, созданные из «Басмалы», «Аята аль-Курси» или других аятов Корана или хадисов), то они, как ни странно, вообще не имеют к ранней каллиграфии никакого отношения. Эти рисунки называются «тугра» или «тамга» и распространились они во времена османских султанов (т.е. в 17-20 века н.э.).»

Азы арабской грамматики, эволюция арабской каллиграфии, арабская культура - обо всем этом смогли узнать посетители мастер-классов.

В завершении участники смогли  попробовать и узнать о способах приготовления марокканского чая и арабского кофе.

Центр арабского языка выражает свою благодарность имаму Габдельхамит хазрату, руководству медресе имени Абу Ханифы. Теплая и дружелюбная атмосфера медресе имени Абу Ханифа порадовали преподавателей КФУ.

Приглашаем зеленодольцев на курсы арабского языка и каллиграфии, которые будут проходить в медресе имени Абу Ханифы.

 

 

Источник информации: Центр развития компетенций UNIVERSUM + ИМО