27 октября 2018
Антон Быков: "Как я читал Толстого"

Взгляд читателя из XXI века на романы писателя может оказаться неожиданным, если не шокирующим…

Значит так. Смысл моей жизни (один из…) – поиск лучших книг мировой литературы (разумеется, лучших с моей точки зрения). Из гигантского объёма написанных за всю историю человечества книг я хочу выбрать лучшие. Поэтому непрерывно читаю, точнее, слушаю, поскольку времени читать у меня нет, зато я могу слушать аудиокниги, когда еду, например, в автобусе на работу и с работы. Так мне удаётся прослушивать 30-40 книг солидного объёма в год. Многое приходится перечитывать-переслушивать. Например, в связи с Годом Толстого, весной я переслушал все главные романы Толстого.

Если говорить о них, то лучшим мне показался «Война и мир». Именно в этом романе больше всего подлинных экзистенциальных моментов, то есть таких, где глубоко затрагиваются проблемы человеческого существования, смерти, смысла жизни и так далее, например, замечательна глава 1 (том 2, часть 5), где Пьер вдруг почувствовал всю бессмысленность и ужас жизни как таковой.

«К чему? Зачем? Что такое творится на свете?» — спрашивал он себя с недоумением по нескольку раз в день, невольно начиная вдумываться в смысл явлений жизни; но опытом зная, что на вопросы эти не было ответов, он поспешно старался отвернуться от них, брался за книгу, или спешил в клуб, или к Аполлону Николаевичу болтать о городских сплетнях. «Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, — думал Пьер, — представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются. (…) Все мы исповедуем христианский закон прощения обид и любви к ближнему — закон, вследствие которого мы воздвигали в Москве сорок сороков церквей, а вчера засекли кнутом бежавшего человека и служитель того же самого закона любви и прощения, священник, давал целовать солдату крест перед казнью». Так думал Пьер, и эта вся общая, всеми признаваемая ложь, как он ни привык к ней, как будто что-то новое, всякий раз изумляла его». Пьера не просто удивляет его открытие, но и ужасает, он думает, что все видят эту всеобщую ложь, в ней участвуют, но стараются не замечать. И он тоже старался укрыться от страшной в своей лжи, бессмысленной жизни за разными глупыми занятиями.

Или необыкновенное ощущение переживает Николай Ростов после крупного проигрыша Долохову, слушая пение Наташи (том 2, часть 1, глава 15). «Что ж это такое? — подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. — Что с ней сделалось? Как она поет нынче?» — подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на три темпа: Раз, два, три... раз, два... три... (…). Эх, жизнь наша дурацкая! — думал Николай. — Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, — все это вздор... а вот оно — настоящее...». Это ощущение экзистенциальное, ощущение странности жизни, выход на иной уровень существования.

Также мне показалось, что истинным смыслом романа является утверждение, что смысл жизни человека заключается только в семье, в детях. Описание двух семей Наташи и Николая в эпилоге – это подлинная кульминация романа, итог всего пережитого героями, итог романа. Увлечение Пьера идеями декабристов – это прекрасно, но, как и все увлечения Андрея и Пьера, конечно, окажется ложью.

Вторая часть эпилога – нечто ужасно непонятное и запутанное, совершенно не нужное людям нашего времени. На мой взгляд, эту часть романа можно совершенно спокойно опускать. Вообще в романе много лишнего, особенно, когда Толстой подробно описывает войну 1812 года. Считаю, что уже настало время, когда можно издавать классику в урезанном виде, убирать всё ненужное, бессмысленное. И тем самым приближать классику к современному читателю. Но, конечно, на такой кощунственный шаг никто не решится. Видимо, до тех пор, пока люди вообще перестанут читать классику.

В «Анне Карениной» самое интересное – это история любви и женитьбы Левина и Китти, Толстой прекрасно передал ощущение необыкновенного счастья Левина. История Анны и Вронского впечатляет гораздо меньше. Считаю, что образ Вронского в целом неудачен, поскольку это человек, совершенно чуждый автору. Толстому же удаются в основном те образы, которые близки ему. Например, совершенно точно, что во всех главных героев «Войны и мира» автор вложил часть самого себя, в Пьера и Андрея свои философские идеи, в Наташу и Николая свои эмоции. Вронский ему чужд и неинтересен как человек. Поэтому он неинтересен и нам, читателям. Сама Анна во второй половине романа становиться чужда Толстому и также мало интересна, как и Вронский. Автор уже её не любит, как в начале. Ну и, конечно, философские и религиозные метания Левина в конце романа выглядят крайне странно и неубедительно, думаю, не только для меня.

«Воскресенье» мне больше понравилось. Это лучший русский социальный роман 19 века, в нём наиболее ярко и беспощадно раскрыты самые главные социальные уродства русской жизни, несправедливость устройства общества. Незаслуженное богатство богатых и ужасающая нищета бедных, толкающая их на путь преступления, безжалостность общества к бедным. Судьба Катюши Масловой, попавшей под страшное колесо социальной несправедливости, потрясла Нехлюдова, пробудила в нём душу. Этот роман – крик души пожилого писателя, вдруг обратившего внимание на то, чего раньше не видел. После «Воскресения» понятно, почему Толстой хотел отказаться от своего предыдущего творчества. После «Воскресения» странное впечатление производят, например, страницы в «Анне Карениной», где Толстой с огромным увлечением описывает, как Левин охотится на бекасов.

Прошу не забывать, что всё, что здесь написано, есть только точка зрения одного человека, и не более того.

Антон БЫКОВ,
доцент кафедры русского языка и литературы

Источник информации: газета Елабужского института КФУ «UNIвести»