В период с 10 по 12 октября 2018 года (осенняя сессия) в ФГБУ ДДО «Непецино» Управления делами Президента РФ (Московская область, Коломенский район) прошёл очный тур XIII Всероссийского молодёжного форума «Моя законотворческая инициатива».
Учредителями и организаторами всероссийского конкурса молодёжи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива» являются Государственная Дума Федерального Собрания РФ и Общероссийская общественная организация «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодёжи России «Интеграция».
Магистрант 2 курса группы 16-712, «Инноватика. Интеллектуальная собственность» Инженерного института Казанского (Приволжского) федерального университета Утемишев Равиль Рафаилович принял участие в конкурсе (научный руководитель Вавилин Михаил Владимирович). В мероприятии приняло участие более 160 соискателей из 30 субъектов РФ, среди которых студенты образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, работники научных организаций и организаций высшего образования, а также аспиранты и представители иных детских и молодёжных объединений.
Работа обучающегося ФГАОУ ВО КФУ была по достоинству оценена членами экспертного совета (В.В. Берендт, Голышев И.Ю., Голышев Ю.И., В.Д. Ирзабеков): Утемишев Равиль Рафаилович награждён Дипломом II степени (направление: Образование, наука, здравоохранение и культура). Научному руководителю также вручен Диплом «За подготовку призёра конкурса».
Целью конкурса является пропаганда принципов формирования правового государства, привлечение молодежи к государственному управлению посредством участия в законотворческой деятельности, создание условий для подготовки кадрового резерва политических лидеров и специалистов в области правового регулирования. Также конкурс организуется для содействия распространению и развитию правовой культуры в молодежной среде, выявления, отбора и поддержки наиболее перспективных проектов и других значимых инициатив молодежи для подготовки законодательных инициатив, стимулирования дальнейшего профессионального образования молодежи, привлечения талантливой молодежи к сотрудничеству с органами власти и местного самоуправления.
Профессия инноватора в наше время пока недостаточно известна, однако тенденция современных технологий требует наличие специалистов в данной области. Сложно представить развитие здравоохранения, искусства, науки и образования без интеллектуальной деятельности. На законодательном уровне необходимы изменения в области инноваций. С соответствующими поправками в Федеральный закон от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» выступил в рамках XIII Всероссийской конференции обучающихся студент-магистрант 2 курса обучения направления «Инноватика. Интеллектуальная собственность» Инженерного института Казанского (Приволжского) федерального университета Утемишев Равиль Рафаилович. За два года обучения он принял участие во многих проектах, конференциях, форумах. Совсем недавно в период с 10 по 12 октября стал призёром Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива».
- Равиль, как считаешь, каковы возможности популяризации профессии специалиста по интеллектуальной собственности?
Профессия инноватора сейчас становится актуальной в обществе. Необходимость изменений в любой отрасли – инженерной, технической, медицинской, нефтяной, образовательной невозможно представить без внедрения новшеств. После получения диплома сложно найти перспективную работу, изменения и улучшения, требования мобильности и знания в области законодательства нужны практически везде, тем более, что развитие в области права - это интересно.
- Если я правильно понял, тебе интересно заниматься юридическими проблемами: этой осенью ты стал призёром конкурса «Моя законотворческая инициатива». Расскажи о своей научной работе?
Выбранное мной направление обучения по курсу «Инноватика. Интеллектуальная собственность» предусматривает в том числе выявление пробелов законодательства в области патентного права, науки и образовательной деятельности. На предмете «Современные проблемы инноватики», преподаваемой Шигаповым Зинатуллой Гамировичем мы сталкивались с вопросами существенных ограничений осуществления интеллектуальной деятельности в образовательных учреждениях. Например, обнаружен, тот факт, что нет чёткого распределения доходов между авторами изобретений, университетами, служебным персоналом и пользователями результатов интеллектуальной деятельности. Соответственно, подготовил и направил работу по внесению изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».
- Тебе кто-нибудь помогал исследовать эту тему?
За основу был взяты некоторые лекционные материалы в области проблем инноватики З.Г. Шигапова, в частности распределение доходов от результатов интеллектуальной деятельности между участниками в университете штата Миннесоты, а также заключения экспертов и исследователей в области инноватики, некоторые статистические данные Всемирной организации интеллектуальной собственности. Научным руководителем, ассистентом Кафедры уголовного процесса и криминалистики Вавилиным Михаилом Владимировичем были даны рекомендации в области проработки актуальности темы и оформительской части, после чего проект закона об инновационной политике был отправлен в Москву на конкурс.
- Каким образом проходил сам конкурс?
Мероприятие было организовано в два этапа – заочный и очный. Стоит отметить, что было слушание экспертов на уровне «Молодёжной законотворческой палаты» при Казанском (Приволжском) федеральном университете, далее отобранные проекты дорабатывались, позднее их направили в Москву на рассмотрение организаторов конкурса. Сложность заключается в доказательстве актуальности выбранной тематики, практической значимости проекта в российском законодательстве, необходимости внесения поправок в соответствующий нормативный правовой акт.
- На очный этап ты ездил один или с научным руководителем? Участвовал ли кто-либо ещё в конкурсе от города Казань?
Нет, я ездил один, без научного руководителя. Был один участник от «Всероссийского государственного университета (РПА Минюста России)». В заявке очного конкурса значились также представители ФГКОУ ВО «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», но, возможно, в последний момент возникли проблемы с финансированием, либо что-то ещё.
- Какова атмосфера конкурса? Большое количество достойных проектов?
На конкурс приехало около 130 человек. Нас разделили по группам в соответствии с принадлежностью к определённой секции по выбранной тематике. Например, я выступал в секции «Образование, наука, здравоохранение и культура». С уверенностью можно сказать, что проекты, дошедшие до очного этапа конкурса сложно назвать не достойными. Однако мало написать законопроект, необходимо также быть хорошим оратором, чтобы преподнести свою информацию, обозначить знание материала и донести практическую значимость до экспертов.
Определяющим моментом является то, что до выступления не знаешь кто будет в той или иной секции экспертом. Наша широкая секция предусматривала проекты различной направленности – социальной, педагогической, научной, культурной. Победителей в нашей секции оказалось человека 4. Они поехали в Госдуму, были также обладатели Диплома I степени, отдельным соискателям вручили ценные медали.
- Ты дальше будешь двигаться по теме инновационной деятельности?
Я попробую улучшить свой проект, насколько это возможно. Мой предыдущий семестр был так или иначе посвящён этому исследованию. Проблемы инновационной деятельности при вузах мы проходим в рамках учебной деятельности, однако вопросам по инновационной политике в нашей стране уделяется пока недостаточно внимания. Поэтому исследование оригинально, в нём я затронул моменты, которые до этого в нашей науке ещё не затрагивали, поэтому ему нужно уделять особое внимание.
Диплом II степени дал уверенность в том, что я на правильном пути, мой проект перспективен и может быть рассмотрен в будущем, работу оценили эксперты НС «Интеграция», специалисты в области инновационной деятельности. Мои предложения поддержаны. Значит, я выбрал правильный вектор развития.
- Какой совет ты можешь дать всем тем, кто сомневается, либо кто только встал на путь изучения законотворчества?
Главное - верить в себя! Если решил что-то улучшить, нашёл тему, увидел перспективу - действуй. Финансирование поездки иногда не является определяющим.