В Елабужском институте КФУ в рамках IX Международного фестиваля школьных учителей прошел мастер-класс, посвященный проблеме проектирования технологической карты урока.
Его провела Сигал Наталья Германовна – к.п.н., доцент кафедры иностранных языков для естественно-научного направления Высшей школы иностранных языков и перевода Института международных отношений КФУ отмечает, что технологическая карта урока должна стать эффективным методическим инструментарием для учителя, грамотное составление которой позволит не только планировать и организовывать учебный процесс, но и систематически осуществлять рефлексию, выделяя наиболее успешные виды деятельности, способы, приемы и методы, направленные на достижение каждым обучающимся планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов.
По глубокому убеждению модератора, стратегическая цель внедрения технологической карты в образовательный процесс заключается, прежде всего, в обеспечении условий для повышения его качества посредством непрерывного профессионального самосовершенствования учителя.
Актуальность заявленной проблемы была подтверждена достаточно широкой географией присутствующих на мастер-классе педагогов (Москва, Оренбург, Челябинск, Менделеевск, Заинск, Елабуга и т.д.). Наталья Германовна подчеркивает, что профессиональный интерес к вопросу проектирования технологической карты обусловлен недостаточной научной разработанностью данной темы, отсутствием у многих учителей фундаментальной теоретико-практической базы, необходимой для ее конструирования.
«Проектирование технологической карты урока является творческим процессом. Для педагога становится актуальным в первую очередь умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Данное положение является определяющим в выборе структуры карты, в которой фиксируются не только виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и система заданий, направленная на достижение планируемых образовательных результатов», - отмечает модератор.
Мастер-класс проводился в форме интерактивной творческой мастерской, в ходе которой непрерывно велась педагогическая дискуссия, осуществлялся обмен опытом, изучались и анализировались преимущества и недостатки разных вариантов форм технологических карт, предложенных автором мастер-класса. Конечным результатом продуктивного сотрудничества в группах явилось создание технологических карт с последующей их защитой.
По завершению работы присутствующие учителя выразили благодарность модератору за информативность, интерактивность и структурированность мастер-класса, который позволил им получить ясные и четкие представления о сущности данной проблемы и обеспечил возможность овладения технологией конструирования технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС. В частности, учителя отметили следующее: «Актуальная тема, получен огромный материал для работы" (Подкопаева О.Г., Оренбургская область, г. Абдулино); «Рассмотрены разные варианты технологических карт, что дает возможность учителю выбрать!» (Маннанова Р.Ф., Тукаевский район); «Актуальность темы, четкость в изложении материала, много примеров. Все стало понятно, все разложено по полочкам!» (Ульянова Е.С., Челябинская область, г. Миасс).
В свою очередь Сигал Н.Г. поблагодарила всех присутствующих на мастер-классе учителей и поделилась своим мнением об аудитории: «Я счастлива, что организаторы Фестиваля мне предоставили возможность поделиться накопленным шестилетним опытом по проблемам реализации ФГОС с широкой аудиторией педагогов-единомышленников, максимально ориентированных на профессию и повышение качества и эффективности своей профессиональной деятельности для достижения успеха каждым учеником».
Наталья Сигал