17 августа 2018
"Страна чудес" глазами модератора из Хорватии

Самым юным модератором Фестиваля оказался, пожалуй, Звонимир Ибришевич - 24-летний выпускник магистратуры Загребского университета.

Он провел несколько мастер-классов об использовании мобильных телефонов на уроках, образовательных программах YouTube и образе «восточного» мира в Интернете для учителей и студентов Летней педагогической школы, работавшей в рамках ФШУ.

Звонимир свободно владеет русским языком, а пишет на нем так хорошо и без ошибок, что может дать фору многим носителям языка. Харизматичного молодого человека и его уроки слушатели оценили: «Представления о моем народе из других языков, других государств расширяют кругозор. Как филолог получила много интересной и неожиданной информации» (Эльмира Хайретдинова, учитель русского языка и литературы, учитель-дефектолог Елабужской школы-интернат для детей с ОВЗ), «Понравились темы: современные, больные для многих учителей. Поколения меняются, мы не должны отставать. И Фестиваль в целом очень понравился: много разных направлений, была возможность увидеть разные мастер-классы, поскольку они не пересекались. Жаль, времени не хватило: увидели не всё, что хотелось бы» (Динара Смага, Атнинский район, школа им. Ш. Марджани).

«Хотелось познакомить аудиторию с тем, как русских видят за границей, и, в частности, в Хорватии. Об этом же я рассказывал и у нас в стране. Мне важно было показать, что Россия - не всегда «страна чудес, где всё делается не так». Я пять лет изучал русский язык в Загребском университете, полгода в Московском, работал на стройках Москвы, занимаюсь переводами и веду занятия в Обществе русского языка и литературы в Загребе. У меня сложились свои представления о вашей стране.

Когда глубоко входишь в иную культуру, остаются не стереотипы, а индивидуальные впечатления, в основном положительные. Столкнулся я в России только с одной проблемой: здесь сложно заполучить вегетарианскую пищу, а в Европе она продается во всех магазинах, - рассказывает Звонимир о «русских» впечатлениях и своих мастер-классах. - Но люди вокруг всегда очень старались помочь мне в этом вопросе и обеспечивали соответствующие обеды и ужины. Я приехал из небольшого городка, небольшой страны. Москва мне кажется огромным городом-мясорубкой, который я плохо понимаю, а Елабуга – это …парк: уютно, мало машин, кошки спокойно гуляют по улицам… Формат мероприятия очень понравился. Несколько раз бывал на конференциях, но с такой необычной организацией мероприятия столкнулся впервые. Я хотел бы жить в Хорватии и продвигать русскую культуру, но был бы рад возможности хотя бы раз в год бывать в России на таких замечательных Фестивалях».


Чтобы не показалось, что с водой выплеснули и ребенка, расскажем чуть подробнее об одном из мастер-классов Звонимира Ибришевича: «Мобильник на занятиях как орудие плутов. Как с этим бороться?». Сама формулировка темы нам, вольным или невольным поклонникам и обладателям смартфонов, уже показалась парадоксальной. Но модератор шаг за шагом объясняет, что Интернет и смартфоны, к сожалению, полностью переменили наше поведение, что «мы прислушиваемся к своим телефонам, а не к себе. Но ведь мы уже являемся материалом, из которого можно сформировать огромное число отличнейших озарений и идей: если только уделим им достаточно времени и внимания».

Есть страны, в которых полностью запрещено использовать смартфоны на уроках. По словам самых учеников, освободившись от телефонов, они стали больше внимания посвящать занятиям, общаться друг с другом. Это радикальная тактика, имеющая свои положительные стороны.

Однако, - модератор подходит к теме с другой стороны, - нельзя забывать про замечательные возможности, которые мобильники предоставляют. Есть школы, в которых они используются как учебные пособия. Несколько лет назад в Хорватии появились первые школьные программы с так называемыми е-учебниками, е-тетрадями и так далее. Правда, проблемы не исчезли. Мобильники отвлекают, особенно маленьких детей.

Далее нас повели к более конкретной стратегии: «Итак, независимо от политики школы или ситуации, вы обнаружили, что ученик во время занятий пользуется телефоном. Вы либо должны реагировать, либо полностью закрыть глаза. На мой взгляд, всегда лучше реагировать, потому что другие ученики могут подумать, что вы либо ничего не видите и не понимаете, либо вы неавторитетный или незаинтересованный учитель и на ваших занятиях можно кому угодно пользоваться мобильниками».

Как реагировать? По-разному. Обзор замечательных способов, используемых модератором и его коллегами, участники мастер-класса, конечно, дополнят собственными находками. «Только не следует - предупреждает Звонимир, - забывать о принципе, который, я уверен, все вы интуитивно знаете: принцип позитивности в аудитории. Эта позитивность является фундаментом межчеловеческих отношений вообще, она является фундаментом конструктивной критики: не: «Ой, Дима, ты вообще писать не умеешь», а, «Ой, Дима, ты выбрал отличную тему эссе, просто еще надо поработать над орфографией». Можно поставить ученика в неловкое положение, но при этом нельзя обижать его.

«Я никогда не любил забирать телефоны, - признается Звонимир, - потому что считал, что таким образом показываю ученику, что по-другому не умею справиться и что принимаю его за ребенка. Так у ребенка родители забирают игрушки, когда он не слушается».

В заключение модератор  посоветовал, что было бы очень хорошо, если бы все же ученики понимали, почему мобильникам не место на занятиях. Можно, например, попытаться объяснить им это и пересказать услышанную лекцию. «Но вас могут просто не понять, - опасается Звонимир, - поэтому на своих учеников можете влиять, просто применяя интересные стратегии. Надеюсь, что сегодняшний урок хоть чуть-чуть поможет справиться с этой проблемой».

Источник информации: Мавлида Сираева, пресс-служба Елабужского института КФУ