05 августа 2018
Про "дефицит" в цифровом мире, или Почему нужно проводить Фестиваль школьных учителей?

И почему в деревне Пеньково можно было «держать двери открытыми» и это было безопасно, а в виртуальном мире даже замки ненадежны?

Доктор философии Технического университета Дрездена Ю.В. Койнова-Цёльнер приезжает на Международный фестиваль школьных учителей в четвертый раз. Об особенностях системы образования в Германии, проектах Университета и своих мастер-классах она рассказала в интервью газете Елабужского института КФУ «UNIвести» в прошлый приезд, а сейчас мы попросили Юлию Васильевну поделиться размышлениями по теме IX Международного фестиваля школьных учителей «Цифровое поколение России».


«Слово фестиваль, заимствованное из французского, первоначально возникло в латинском языке в значении «праздничный». Сегодня фестиваль означает многодневное мероприятие и обозначает атмосферу праздничности, в которой проходит презентация достижений искусства. Логическим является положение, что Фестиваль школьных учителей – это атмосфера праздника, встреч, общения, привлечения общественного внимания к профессии учителя, его труду и повышению престижа учительского труда. Формат фестиваля как нельзя лучше подходит для обмена информаций, встреч, презентации педагогических достижений, авторских педагогических технологий, и тех педагогических деталей, которые делают труд учителя уникальным.

Фестиваль школьных учителей – это возможность каждому «зарядиться» на новый учебный год, сформировать мотивацию апробировать педагогические приёмы, идеи, с которыми познакомился на фестивале, в течение школьного года. Поэтому Фестиваль учителей можно метафорично назвать «информационный бар» или «бар-идей», в котором «бармены-модераторы» предлагают попробовать коктейли – «мастер-классы» и оценить их на «вкус, цвет, запах…».

Тема Фестиваля школьных учителей в этом году особенно актуальна, так как с 25 мая 2018 года на территории Европейского Союза начал действовать общий регламент по защите данных (General Data Protection Regulation), который распространяется не только на предприятия, входящие в Евросоюз, но и на находящиеся в России.

Подписание этого закона можно оценить как переход на следующий этап развития цифровой техники и её использования в обществе. Ресь идёт не о распространении, а о регулировании её использования, необходимость которой возникла после зафиксирования фактов нарушения персональных прав.

Задачи компетентного обхождения с новыми технологиями и дигитальной информацией не обошли стороной и школьное образование. Введение цифровых технологий в школе и на уроке изначально было связано с различными надеждами и целями сторонников медийного образования. Исторический анализ развития и использования педагогических технологий на уроке как медийное средство коммуникации, позволяет выделить в своём развитии следующие группы: первичные средства информации (человек-человек), вторичные средства информации (человек-письменность, печать), электронные технологии (человек-техника, цифровые и дигитальные технологии (человек-цифровая электроника). Деление всех медийных средств на группы не всегда однозначно при одинаковых признаках. К признакам цифровых технологий можно отнести: компьютеризацию, мультимедиальность, сетевое сотрудничество, интерактивность, гиперструктурированность, мультифункциональность.

В целом можно говорить о том, что использование дигитальных ресурсов увеличило число педагогических техник и открыло возможность проводить проекты междисциплинарного характера с привлечением большого числа коллег, и позволяет работать одновременно с детьми разного возраста и разного уровня развития. Развитие цифровой техники позволило создавать различные учебные платформы, электронные книги и дигитальтаные ресурсы, такие, например, как Open Educational Recources, которые существенно влияют на процессы обучения в школе и уроке. Таким образом можно говорить, что

- развитие техники способствует развитию новых дидактических возможностей для обучения учителям и самообучения ученикам;

- изменения в общественной жизни и организации жизнедеятельности и работы, связанные с распространением цифровой техники, поставили новые задачи в образовательной политике, а значит реорганизации учебной деятельности в школе и на уроке, например, создание «виртуальной классной комнаты»;

- особенно актуальной стала необходимость включения на уроке задач компетентного обхождения с новыми технологиями и дигитальной информацией в рамках учебного плана и куррикулума.

Бесспорно, что дигитальная техника обеспечивает быстрый по времени и независимый от времени дня и суток, широкий по объёму знаний доступ к информации, которая становится доступной постоянно увеличивающемуся кругу людей.

По логике рассуждения, получая большего объёма информацию, увеличивается объём знаний у человека. Это должно обозначать повышение уровня образования, а значит культуры отдельного индивидуума и всего общества в целом. На деле, зачастую видится обратный эффект: информированный человек не означает, что он знающий. А быть знающим, не значит быть образованным.

Опыт показывает, что работа с дигитальными средствами информации должна быть привязана к конкретным целям и конкретным учебным проектам, поскольку информация в интернете представлена без структуры, без научной оценки, и можно легко «потеряться» в потоке «гипер-текстов». Поэтому общение в режиме «Online» не означает автоматически, что кто-то чему-то научился. Новым вызовом для учителей является составление интегративного сценария обучения, в котором урочное время и самообучение за компьютером вне урока, с дидактической точки зрения, представляли единое целое учебного процесса.

***

Послесловие

Сегодня всё чаще вспоминается песня «от людей на деревне не спрятаться» из кинофильма «Дело было в Пенькове». Социальные сети обеспечили посыл бесплатных сообщений, сократили расстояния, сделали виртуальный мир «деревней». Но если дальше в песне поётся, что «…здесь держать можно двери открытыми, что надёжней любого замка…», то, к сожалению, замки в виртуальной сети нельзя назвать надёжными. Той в песне указанной культуры общения и чувства доверия сегодня нет. Может, это и есть «дефицит» в эпохе цифровой техники: деформация социально-эмоциональной сферы человеческого бытия? А можно ли заменить или убрать из нашей повседневной жизни «face-to-face» общение? Возможно, поэтому нужно проводить Фестиваль школьных учителей как образовательное место для встреч и живого коллегиального общения».

Источник информации: пресс-служба Елабужского института КФУ