10 июля 2018
Сдаем, а не сдаемся. Лайфхаки абитуриентам от членов экзаменационной комиссии

У абитуриентов сейчас «горячая» пора. Тех, кто поступает в Высшую школу журналистики и медиакоммуникаций КФУ на направления «Журналистика» и «Телевидение», ждут внутренние вступительные испытания. Экзамены в бакалавриат на дневное отделение на направление «Журналистика» состоятся 16-го (письменно) и 24-го (устное собеседование) июля, на направление «Телевидение» – 17-го числа того же месяца (собеседование).

Пока начинающие журналисты готовятся к их успешной сдаче, члены предметной экзаменационной комиссии решили дать им 20 советов, как эффективнее для себя преодолеть этот не очень приятный барьер и стать студентами. Итак:

1. При поступлении в Высшую школу журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета экзаменационная комиссия хочет убедиться, что вы не «слепой» и хорошо разбираетесь и в процессах, протекающих в современном обществе, и в особенностях функционирования медиасистемы.

Кроме знаний литературы и русского языка, вам потребуется продемонстрировать свою информационную грамотность на испытании профессиональной направленности и собеседовании.

2. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, заранее выясните дату, время и место проведения экзамена. Если есть такая возможность, сходите туда заранее, посмотрите, как выглядит эта аудитория и прикиньте, сколько времени займет у вас путь к ней. В день экзамена отправьтесь туда заранее, чтобы непредвиденные обстоятельства (плохая работа транспорта, очередь возле пропускного пункта и тому подобное) не задержали вас. Опоздание работает против вас. В день экзамена думайте только об экзамене, а не о том, какие вы гениальные или, напротив, глупые. И то, и другое – ошибочные самооценки. Постарайтесь спокойно показать экзаменаторам все то, чем вы объективно владеете, а не свои представления об этом.

3. Как говорится, перед смертью не надышишься, поэтому не надо утомлять себя прочтением учебной и справочной литературы непосредственно перед экзаменом. Любой экзамен – стрессовая ситуация для того, кто его сдает. Лучше хорошенько отдохните, выспитесь, настройтесь на эмоциональное спокойствие. Помните, что психологические методы саморегуляции достаточно индивидуальны, поэтому только вы сами знаете, как вам лучше справиться с физическим и эмоциональным напряжением. Главное, запомните: человек воспроизводит информацию в том состоянии, в каком ее запоминает. Если вы учили материал лежа на диване и проговаривая его только в уме, то и на экзамене вам потребуются именно такие условия.

4. Отправляясь на экзамен, не забудьте с собой паспорт, пару пишущих ручек и бутылочку воды. Все это вам обязательно понадобится. Паспорт – чтобы удостоверить свою личность. Пишущие ручки – чтобы записать свои ответы, и если одна ручка почему-либо откажется писать, то вы уверенно достанете вторую. А бутылочка воды в жаркий летний день не даст вам засохнуть раньше, чем вы пройдете все испытания.

5. Войдя в аудиторию, где проходит экзамен, не забудьте подойти к экзаменаторам и отметиться в списке присутствующих. Для этого членам экзаменационной комиссии необходимо предъявить паспорт. Если экзамен проходит в устной форме, то, прежде, чем начать отвечать, громко и четко представьтесь экзаменаторам. Они должны знать, с кем имеют дело и не ошибиться в заполнении документов.

6. Взяв билет, внимательно прочтите задание. Если это устный экзамен, то читать лучше вслух, чтобы экзаменатор тоже слышал формулировку вопроса и мог верно оценить ваш ответ. Если это письменный экзамен, то читать, конечно, вслух не надо, но внимательность от этого пострадать не должна. Поймите, что от вас требуется, прежде чем начать выполнять задания.

7. На преодоление письменного экзамена отводится всего 60 минут. Потому, получив билет и прочитав задания, не отвлекайтесь на мелочи. Сразу начинайте работать! В билете будет два творческих задания. Как вам, например, такое: напишите первые десять фраз к будущему материалу о молодежной политике или составьте столько же вопросов к будущему интервью с вашим любимым киноактером (спортсменом, артистом)? Или нужно будет сделать несколько запоминающихся, но кратких подписей к прилагаемой фотографии. Второе задание связано с литературной классикой, которые вы изучали в школе. Вас попросят сформулировать идею автора того или иного произведения так, как будто вы пишите расширенную заметку, скажем, для общественно-политического издания или литературного журнала, а может быть, вам попадется здание сделать небольшую передачу для FM-радиостанции…

Таким образом, на выполнение каждого задания у вас будет максимум полчаса. Не стремитесь написать много, гораздо важнее будет раскрыть тему, четко сформулировать тезисы и подкрепить их аргументами. Не нужны долгие лирические вступления (отступления), требуется конкретика. 10-15 предложений во втором задании плюс заголовок (вы же создаете журналистский текст!) будет достаточно.

8. Во время подготовки к устному экзамену представьте себе историю не столько как набор дат и фамилий известных людей, а как процесс, в котором все взаимосвязано, течение времени от одной эпохи к другой. Поверьте, при таком подходе воспринимать исторические и литературные факты гораздо легче.

9. Если у Вас есть портфолио, принесите его только на устный экзамен. В приемную комиссию его сдавать не надо. Заранее подумайте, как его креативнее и ярче оформить. Составьте его из своих публикаций или распечатанных сценариев вышедших в эфир теле- и радиопрограмм, самостоятельно сделанных фотографий или инфографики. Сделайте список публикаций, расскажите немного о себе, приложите сертификаты, подтверждающие Ваше участие в профильных творческих фестивалях или учебу в школах молодого журналиста. Пожалуйста, не прилагайте в портфолио дипломы и благодарственные письма за хорошую или отличную учебу в школе (об этом экзаменационной комиссии расскажет Ваш аттестат) и различные знаки отличия за участие в спортивных соревнованиях или подтверждающие Ваши индивидуальные достижения там. Журналистика – направление творческое, потому максимально выгодно представьте себя в портфолио именно с этой стороны.

10. Подлинники публикаций или дипломов в портфолио лучше не вкладывать. Ограничьтесь ксерокопиями. Перед началом ответа на устном экзамене представьте членам экзаменационной комиссии свое портфолио. Во время проведения экзамена у членов комиссии не будет времени для знакомства с вашим портфолио, потому они возьмут его у вас для внимательного изучения и оценки, которые состоятся после окончания экзамена. Забрать портфолио вы сможете на профильной кафедре после окончания приемной кампании (в начале сентября).

11. Не включайте в ваше портфолио опубликованные в средствах массовой информации рассказы, стихотворения и другие произведения художественного или иного характера, так как они не являются журналистскими произведениями.

Публикация должна иметь авторскую подпись. Если материал опубликован без авторской подписи или под псевдонимом, обязательно нужно заверить публикацию в редакции с указанием и подтверждением, что автор текста – вы. Необходимое количество публикаций – не менее пяти. Меньшее количество материалов комиссией не оценивается.

12. Печатные материалы представляются в виде вырезок из газет и журналов, которые наклеиваются на стандартные листы бумаги формата А4. Материалы, опубликованные в Интернет-изданиях, распечатываются на бумаге такого же формата. Материалы радио и телевидения, в том числе вещающих в сети Интернет, должны быть изложены в печатном виде (полное и дословное воспроизведение текстовой части радио- или телематериала, включая синхроны и другие специфические фрагменты) на бумаге формата А4 и дополнены аудио- или видеозаписями на CD/DVD-дисках.

13. Не забудьте заранее заверить каждую свою публикацию визой одного из руководителей СМИ-публикатора (редактора/директора, заместителя редактора/директора или ответственного секретаря) и редакционной печатью. Виза должна содержать надпись «публикацию заверяю», указание должности визирующего руководителя, его личную подпись и расшифровку подписи.

14. Отвечая на устном экзамене, говорите внятно, громко, четко, чтобы не случилось недоразумений: вы, вроде бы, все сказали, а экзаменатор не услышал и не понял вас. Если экзамен письменный, то пишите красивым, насколько это для вас возможно, конечно, и разборчивым почерком, чтобы экзаменатор, читая, не ошибся в разборе слов. Кстати, оцениваются не только ваши мысли, но и грамотность их изложения, помните об этом.

15. Когда закончите писать, проверьте получившийся текст, насколько он логичен, понятен, соответствует заданию и не имеет ли грамматических, стилистических и пунктуационных ошибок. Пишите на экзаменационном листе разборчиво, без исправлений, зачеркиваний, грамматических и пунктуационных ошибок. За их наличие будет снижаться оценка. Помните о том, что журналист всегда создает свои тексты в надежде на то, что их прочтет как можно больше людей. Наличие ошибок затрудняет восприятие фактического материала или авторских рассуждений и может отпугнуть аудиторию или настроить ее против себя.

16. Шпаргалки не решат ваших проблем, а только, напротив, создадут новые. Поэтому не рассчитывайте на то, что сможете воспользоваться какими-либо гаджетами или предварительно сделанными записями. Доверяйте себе и своей памяти: вы же готовились к экзамену, а значит, вы все знаете, главное – вспомнить то, что вы знаете.

17. Конкретное представление о своем профессиональном будущем – хороший знак, свидетельствующий о серьезности ваших намерений стать журналистом. Научитесь читать, слушать и смотреть, выделяя главное, существенное в журналистских материалах, улавливая структуру газетного или журнального номера, радио или телевизионной передачи. Обращайте внимание не только на передаваемый в средствах массовой информации печатный, аудио или визуальный текст, но и на тех, кто этот текст создал и озвучил. Знать имена и фамилии своих будущих коллег – не просто долг вежливости, а сигнал вашей готовности учиться у них профессиональному мастерству. Плохая осведомленность в практической журналистике, напротив, сигнализирует комиссии, что вы заглянули на экзамен случайно…

18. Во время устного экзамена будьте готовы разъяснить комиссии сущность профессии журналиста, рассказать об истории выбранной вами профессии, объяснить роль и место средств массовой информации в социальной жизни, расшифровать аббревиатуры и специфические журналистские термины.

19. Итак:

- наблюдайте за миром журналистики;

- читайте, смотрите и слушайте средства массовой информации;

- выбирайте наиболее важные, на ваш взгляд, новости недели и месяца;

- собирайте досье таких материалов по различным темам, географии происходящих событий, по их жанровой палитре;

- пересказывайте вслух увиденное и услышанное вами, стараясь расширить свой словарный запас;

- анализируйте журналистские материалы на предмет того, как автор готовил материал, что послужило поводом, к каким источникам информации обращался и как в конечном итоге он выстроил свое повествование.

20. «Заряжайте» себя только на позитив! Никакого негатива, волнения и боязни комиссии, ведь у вас все получится!

Надеемся, что мы не очень «загрузили» вас. Будем рады, если наши советы помогут вам эффективно преодолеть волнительную экзаменационную пору. Поскорее становитесь первокурсниками Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета!

Удачи и успехов каждому!

Источник информации: Роман БАКАНОВ, Дмитрий ТУМАНОВ.