20 июня 2018
Высшая школа журналистики представила обновленную стратегию развития

Сегодня, 20 июня, состоялась презентация новой версии «дорожной карты» развития Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ. Студентам, преподавателям и руководству вуза ее представил директор подразделения Леонид Григорьевич Толчинский.

Свое выступление руководитель ВШЖиМК начал с обращения к опыту зарубежных партнеров – не только референтных вузов, таких как London University, но и крупных медиа со всего мира. Это необходимо, чтобы понять, в каком направлении развивается сегодня глобальная медиасреда, и, определив основные тренды, создать базу для подготовки в КФУ специалистов будущего. Так, сегодня по всему миру востребованы «профильные» журналисты (научные, финансовые, политические и т.д.), специалисты по работе с социальными сетями, медиааналитики, профессионалы в области интерактивных «новых» медиа, например, VR-журналисты. Кроме того, на медиарынке «ломаются» традиционные бизнес-модели, а значит, растет необходимость в подготовке новых медиаменеджеров и переподготовке уже работающих руководителей. Все это диктует потребность в полном пересмотре традиционных моделей обучения специалистов.

«На сегодня мы проанализировали наши программы и пришли к неутешительным выводам: во-первых, у нас слишком велика доля бакалавриата, много разных программ, но они мало оптимизированы под современные потребности рынка. С другой стороны, магистерские программы, которых ощутимо меньше, консервативны почти полностью – и хотя здоровый консерватизм важен и нужен, мы видим, что надо меняться», - заявил Леонид Григорьевич Толчинский.

В то же время, по его словам, сегодня создаются совершенно новые направления – например «Геобрендинг» и «Медиааналитика» по профилю «Реклама и связи с общественностью» - которые не имеют аналогов в России, отвечают вызовам рынка и имеют перспективу развития, как минимум, на 20 лет вперед. Впрочем, на двух программах Высшая школа останавливаться не будет: в планах запуск 15 уникальных направлений магистратуры, ориентированных на эксклюзивность и многофункциональность.

Еще одним трендом развития ВШЖиМК станет переход к «западным» методикам подготовки на уровне бакалавриата, когда образование этой ступени станет общегуманитарным с отдельными вариативными компонентами. Упор также будет делаться на практикоориентированность: уже с 2018-2019 учебного года защита курсовых и дипломных работ в ВШЖиМК станет проектной, то есть студенты должны будут показывать свои реальные навыки работы в медиа – представлять собственные телепрограммы или журналистские расследования, запускать и «раскручивать» блоги, и многое другое.

В целом главным принципом дальнейшего движения станет междисциплинарность. В рамках университета специалисты ВШЖиМК планируют запустить совместные проекты с экономистами, правоведами, историками и специалистами по международным отношениям – в части создания образовательных программ и переподготовки медиакадров – а также значительно расширить научное взаимодействие с подразделениями, ответственными за IT и медицину – начать исследования в области больших данных в медиа, с одной стороны, и в области гигиены медиапотребления, с другой.

В комплексе реализация поставленных задач позволит решить сразу несколько проблем, которые неоднократно отмечались руководством университета при разборе прошлых вариантов «дорожной карты». Так, сокращение программ бакалавриата и пересмотр их наполнения откроет возможности для запуска новых, переосмысленных направлений магистратуры и привлечения иностранных студентов, которых может заинтересовать уникальный перспективный продукт. Все это позволит нарастить объемы дохода от образовательной деятельности. Кроме того, начало перспективных исследований гарантирует повышение публикационной активности, наращивания академической репутации и привлечение инвестиций. Глобальная цель такой «перестройки» - переход от формата Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций к признанному в мире лидеру медиаисследований «Высшей школе медиаинжиниринга» уже в 2021 году. Авторы концепции надеются, что эта структура нарастит конкурентоспособность и войдет в тройку лучших медиашкол России, где доля аспирантов и магистрантов достигнет 35 %, число иностранных студентов приблизится к 15 % от общего, а собственные доходы возрастут до 140 млн. рублей в год.

По окончании презентации слово взял ректор КФУ. Он отметил, что Высшая школа проделала большую работу при подготовке новой редакции своей стратегии, однако вновь выделил проблемные моменты:

«Я подчеркиваю еще раз, что «дорожная карта» должна быть «рыночной», то есть отражать реальные потребности рынка на конкретных примерах и ориентироваться на рыночные отношения. То, что вы сейчас нам представили – гораздо лучше первоначальных вариантов стратегии, но я все еще предлагаю вам все структурировать, определить точные сроки, просчитать бюджет. Пока возникают вопросы, насколько это все рализуемо. Кроме того, нужно помнить, что вы – часть университета, и продвигая университет через собственные механизмы (портал DragonNews, телеканал UniverTV, Единый информационно-издательский центр – прим. ред.), таким образом можно отработать и все остальное. То есть я вас призываю активнее взаимодействовать со СМИ», - подчеркнул Ильшат Рафкатович Гафуров.

В целом документ получил одобрение руководства, но требования по правкам не теряют своей актуальности. Подразделению предстоит доказать, что поставленные задачи будут достигнуты, причем не откладывая.  Так, от Высшей школы ожидают первых реальных результатов уже по окончанию приема в 2018 году.

Автор: Дарья Бондаренко